На подмосковных реках построят десятки причалов
В Подмосковье могут появиться десятки новых туристических речных маршрутов. Об этом «Известиям» рассказал замминистра физкультуры, спорта, туризма и работы с молодежью региона Олег Жолобов. Ведомство разрабатывает новую программу по формированию туристской инфраструктуры и развитию туризма Московской области до 2018 года. По словам Жолобова, с ее реализаций Подмосковье может стать «столицей выходного дня». Эксперты отмечают, что программа потребует миллиардных вложений в речную инфраструктуру.
Сколько новых пристаней и речных трамваев понадобится региону с развитием водного туризма, пока неясно.
— Нужно все это просчитать: пристани, подъездные пути, туристские потоки, — пояснил Жолобов.
Отметим, что в Подмосковье протекает около 400 рек, все они относятся к бассейнам четырех главных: Москвы, Оки, Волги и Клязьмы. Эксперты уверены, что области нужны десятки новых причалов.
— Сейчас в регионе всего около 20 муниципальных пристаней и еще 10 — частных, — рассказал директор Агентства круизных путешествий Игорь Смолин.
При этом, отмечает он, на большей части причалов можно получить лишь так называемую «зеленую стоянку».
— Круизный транспорт делает остановку у пристани, где нет инфраструктуры, и выбор у туристов — либо идти гулять в лес, либо кормить комаров на берегу, — пояснил Смолин.
По его словам, рядом с уже имеющимися и новыми причалами должны появиться пляжи, беседки, кафе, спортивные площадки и т.д.
Игорь Смолин уверен, что на севере от Москвы примерно в четырех часах пути по воде нужно построить туристическую деревню, подобную Мандрогам (восстановленная в качестве этномузея сгоревшая деревня) под Санкт-Петербургом.
— Маршрут по реке до этнодеревни и обратно мог бы пользоваться большой популярностью как у внутренних туристов, так и у иностранцев, — уверен Смолин.
По его словам, для строительства такого поселения подойдет берег Клязьмы.
По данным компании «Причалсервис», стоимость одного причала, пригодного для остановки речных трамваев, начинается от 3 млн рублей. Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин полагает, что строительство новых пристаней в Подмосковье с прилегающей инфраструктурой и чисткой дна обойдется в миллиарды рублей.
— Часть средств регион мог бы получить из федерального бюджета. Вложения окупятся, так как потенциал у этого направления туризма огромен, — пояснил он.
Частный бизнес, по его мнению, будет готов вложиться в строительство прибрежных мини-гостиниц, магазинов, аттракционов и т.д.
— На каждой пристани должны быть ярмарки с продажей местных поделок, кондитерских изделий, должны выступать уличные театры, — добавил он.
По его словам, использовать речную инфраструктуру смогут не только туристы, но и любители парусного спорта, а также местные жители.
Экологи опасаются, что в ходе реализации программы количество судов в подмосковных реках увеличится в разы.
— Неясно, смогут ли власти контролировать ситуацию, чтобы не происходило загрязнение вод, — отмечает сопредседатель экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк.
Как уже писали «Известия», в Подмосковье могут также появиться десятки экодеревень, рассчитанных в том числе на иностранных туристов. До конца этого года областное министерство туризма предложит муниципалитетам выделить места для таких объектов. Планируется, что сельские поселения региона начнут обзаводиться собственными туристическими «фишками» уже с начала 2013 года.