Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Происшествия
Одиннадцать человек пострадали при обстреле ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Общество
В суд поступила жалоба на продление ареста фигурантам дела о теракте в «Крокусе»
Мир
Захарова заявила о готовности РФ оказать помощь по поиску вертолета с Раиси
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
«Манчестер Сити» четвертый раз подряд стал чемпионом Англии по футболу
Мир
Алиев предложил Ирану помощь в связи с жесткой посадкой вертолета Раиси
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Происшествия
Cadillac насмерть сбил пенсионерку в центре Москвы
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Спорт
«Зенит» обыграл «Ахмат» со счетом 5:1
Мир
ЕС задействует спутниковую систему для поиска вертолета с президентом Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Премьер Ирака распорядился оказать помощь в поисках вертолета Раиси

Геополитические уроки

Политолог Алексей Мартынов — о причинах Первой мировой войны
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В начале XX века Российская империя была одним из наиболее динамично развивающихся государств мира. Она владела самой огромной территорией, нескончаемыми ресурсами и новыми подходами к управлению. Научно-техническая революция приносила свои плоды. Россия приоритетно выглядела для инвестиций. На фоне стагнирующей Британской империи, колонии которой были охвачены восстаниями, наша страна имела все перспективы стать единственной сверхдержавой XX века. В то время новый англо-саксонский проект за океаном — США — еще только переболел детскими болезнями роста и нуждался в форе в 30–40 лет, чтобы претендовать на статус сверхдержавы.

Мифы, навязанные советской пропагандой, о том, что Первая мировая война стала чуть ли не главной причиной революции, что она «обездолила массы, а те свергли царя» не выдерживают никакой критики. Оба этих события стоит рассматривать в комплексе. Переварив унижение и первую революционную смуту, Россия снова с 1909–1910 годов вышла на бурный экономический рост, достигнув к 1913 году самых высоких показателей в мире. 

Безусловно, втягивание Российской империи в Первую мировую войну стало прямым следствием наших блестящих успехов. Участие России в Антанте сделало этот масштабный конфликт мировой войной. Союзники и противники не обошли вниманием и российских революционеров всех мастей. Масштабное финансирование из-за рубежа несистемной оппозиции — это отнюдь не новелла наших дней.

Главной причиной этого было нежелание дальше видеть Россию в качестве мощного геополитического соперника. Сокрушение монархии в России изначально проектировалось для снижения российской мощи, а вовсе не для «освобождения народов от царской деспотии». Россию предстояло максимально ослабить экономически и превратить в колонию, взяв под контроль ее ресурсы как «величайшего трофея, который когда-либо знал мир» (слова из соответствующего меморандума одного из видных британских банкиров). А для этой цели разрушительный пыл марксистов годился лучше всего. Уроки Английской и Французской революций никогда не были забыты западным миром.

Видимо, поэтому уже современные историки всё чаще рассматривают Вторую мировую войну как продолжение так и незавершенной, не решившей всех поставленных задач и межгосударственных противоречий Первой мировой войны.

В определенном смысле всё так и есть. Она в 1914–1918 годах охватила территории 14 государств. В той четырехлетней войне принимали участие страны, с суммарным населением более миллиарда человек (больше 62% от всего населения мира). Во время войны было мобилизовано почти 75 млн человек, из которых более 10 млн погибли и еще около 20 млн получили ранения и увечья.

Для России и Германии Первая мировая война окончилась революциями и разрушением государств. Российская империя не только не получила статуса победителя и заслуженных контрибуций как основной участник Антанты, но потеряла значительные территории. На политической карте Европы появились новые независимые государства — Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия, Албания. Австро-Венгрия распалась на Австрию, Венгрию и Чехословакию. Расширили свои границы Румыния, Греция, Франция, Италия. 

Понятно и справедливо — в отношении проигравшего Тройственного союза Германии, Австро-Венгрии и Турции. Абсолютно несправедливо — в отношении нашей страны, внесшей самый большой вклад в победу Антанты. Формально Россия вышла из Первой мировой войны в марте 1918 года, подписав позорный Брестский мир и тем самым отказавшись от статуса победителя. Все революционные драматические события крушения великой страны проходили как раз внутри мировой войны, были ее частью. Более того, после Бреста Россия получила интервенцию от бывших союзников по Антанте и Германии, которые заняли российские южные и северные порты.

Немцы оккупировали Украину, продолжая разорять наши территории еще несколько лет. Число погибших в Первой мировой войне в русской армии на момент подписания Брестского мира составило около 1,7 млн человек. Четыре года войны, по некоторым подсчетам, обошлись России в 25 млрд золотых рублей, не считая разрушенной инфраструктуры и потери территорий. Была нанесена глубокая моральная травма нации, потерпевшей столь тяжелое и позорное поражение. И эту травму только усугубили последующие события.

Пережив с трудом ужасы революции и Гражданской войны, с искалеченной национальной психикой, ценой огромных жертв Советская Россия снова к концу 1930-х – началу 1940-х годов упрямо вышла на уверенный динамичный рост экономики и возврат утраченных территорий. Что побудило коллективный Запад к созданию новой Антанты и продолжению мировой войны. Более кровавой и жертвенной, которая для России стала Великой Отечественной.

Как известно, во втором акте мы победили. Третьего акта, очевидно, мир не переживет. Это понимание было зафиксировано Хельсинским актом 1975 года, завершившим возведение архитектуры безопасности послевоенного мира. Но спустя столетие после окончания Первой мировой войны это понимание всё больше размывается.

Автор — директор Международного института новейших государств

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир