Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
В Евросоюзе заявили о наблюдении за ЧП с вертолетом президента Ирана
Мир
Опубликованы кадры обстановки во время поисков вертолета президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Одна из спасательных групп достигла возможного места жесткой посадки вертолета Раиси
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах

Мессенджер боевой пропаганды

Политолог Алексей Мартынов — об атаках на Россию под прикрытием национальной трагедии
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Со времен Первой мировой войны, когда британская пропаганда проявила себя во всей красе, мало что принципиально поменялось в системе применения боевого информационного воздействия на противника. Разве что появились новые средства доставки. Сегодня это гиперскоростные сети и мессенджеры с единомоментным охватом миллионов аккаунтов по всему миру.

Причем технология таргетинга позволяет локализовать аудиторию доставки до конкретного населенного пункта или профессионального сообщества. В этом смысле развитие коммуникационных технологий или новых медиа рассматривалось западными странами как побочный «гражданский» эффект в развитии средств доставки боевого контента.

Много статей и даже научных работ по технологии мобилизации через мессенджеры и социальные сети было написано в процессе организации «цветных» переворотов на Украине, так называемой арабской весны в Северной Африке, других подобных специальных операций по перехвату власти. Важным условием успеха доставки разрушительного контента является достаточное распространение в стране или территории конкретного мессенджера и интернета вообще, а также неподконтрольность властям национального сегмента социальных сетей и мессенджеров. Необходимо и создание атмосферы псевдосвободомыслия на этих коммуникационных платформах, доверительного общения участников.

Тут же отметим отдельно, что речь идет об управлении и воздействии на массовое сознание, а не персонально на каждого гражданина. В этом, на мой взгляд, самая распространенная ошибка в контрпропаганде. Мощное ментальное давление идет на массы-«толпу», то есть влияют на эмоциональное, подсознательное. В контрпропаганде же часто апеллируют к логике и фактам, то есть к каждому в отдельности.

Как это работает? Под конкретную острую тему, как правило, реальный факт, связанный с острой и массовой реакцией (война, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация и тому подобное), делается целевой вброс информации через мессенджеры с репутацией неподконтрольных властям, с полуправдой и завышенным градусом ужаса. Главное при таких вбросах — быстрота. Официальная информация обычно запаздывает. За это время фейковая «новость» обрастает всевозможными «подробностями и свидетельствами», тиражируется добровольными «диванными» пропагандистами на многомиллионную аудиторию.

Можно привести примеры из совсем недавнего прошлого. Все помнят в феврале эффект воздействия «достоверного слива в сетях реальной истории с ЧКВ Вагнера». «200 двухсотых летят в Россию», «прямое столкновение на земле российских и американских наемников», «третья мировая война уже идет!». Ряд подобных материалов, снабженных кустарным фейк-видео «с театра боевых действий», стартанул с раскрученных блогерских площадок в популярном мессенджере.

После этого вброса было инициировано массовое обсуждение ситуации в Сирии в сетях в перекрестных аккаунтах, которое распространилось на весь российский сегмент. Основные тезисы недовольных мало отличались от запущенных: «ЧВК — это тоже русские солдаты, за которых надо отомстить», «надо вывести всех наших солдат из Сирии» и так далее. Главной задачей этой провокации было показать слабость властей перед лицом «массового убийства» граждан России «официальными американскими войсками». Прямой подробный разбор обстоятельств инцидента в официальных медиа не сильно сбил «эффект уныния». И только прямое публичное вмешательство в информационную повестку начальника Генерального штаба Герасимова свело на нет и усилия боевых пропагандистов, и саму операцию американцев. Правда, осадок остался.

Второй пример появился в прошлое воскресенье. Страшная трагедия в Кузбассе — сгорел ТРК «Зимняя вишня» в Кемерово. Пока власти региональные и федеральные были заняты спасением людей, с украинских блогерских площадок запускается аудиоролик с расшифровкой «разговора МЧСника с городским моргом» — мол, «нужно подготовить 300 мест для принятия трупов, и то, наверное, не хватит». На фоне скудной информации от властей и шокового состояния людей этот фейк разлетается огромным тиражом и широко обсуждается всеми.

Основной «контент» таргетируется организаторами диверсии на кемеровских пользователей, а также на Москву и Петербург. Однако в отличие от случая с ЧВК Вагнера тут есть вполне реальный «автор». Это известный в интернете украинский пранкер Евгений Вольнов, который обзвонил кемеровские морги в воскресенье ночью и эти записи оформил как «вещдок» к своим постам о «300 жертвах, о которых молчат власти».

В результате произошла существенная дестабилизация ситуации в Кемерово на фоне реальной трагедии с 64 погибшими. Подобная технология стимулирования протестной активности привела к митингу в Кузбассе. И только приезд президента Владимира Путина на место трагедии, его общение с пострадавшими и объявление всероссийского траура позволило снять напряженность. При том, что в столицах лидеры несистемной оппозиции активно пытаются раскачать по этому поводу уличный протест.

Посмотрим, чем закончится эта провокация. Но в любом случае стоит понимать каждому: под видом распространения «правдивой» информации против россиян развернута полноценная пропагандистская кампания. Реагировать необходимо соответственно.

Автор — директор Международного института новейших государств

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир