ФАС подрежет тарифы сочинскому аэропорту Олега Дерипаски
Федеральные чиновники решили всерьез взяться за решение проблемы завышенного тарифообразования в аэропорту Сочи, которому в 2014 году предстоит принимать гостей зимних Олимпийских игр. С этой целью Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) создала межведомственную инспекцию, которая сейчас занимается проверкой деятельности сочинского аэропорта, принадлежащего структурам Олега Дерипаски. В самом аэропорту не согласны с претензиями в свой адрес в части высоких ставок сборов и напоминают о вложенных в развитие средствах.
В пресс-службе ФАС «Известиям» рассказали, что ведомство совместно с Федеральной службой по тарифам (ФСТ), Минтрансом и МВД с 14 мая по 14 июня проводит внеплановую проверку ОАО «Международный аэропорт Сочи» на предмет нарушения закона о естественных монополиях и антимонопольного законодательства.
— По результатам проверки будут приняты необходимые меры антимонопольного регулирования, — отметил представитель ФАС.
В ФСТ «Известиям» подтвердили факт проверки и уточнили, что по ее итогам будут подготовлены предложения, направленные на снижение тарифной нагрузки на пользователей услуг, оказываемых аэропортом Сочи. А в Минтрансе, отвечающем за госполитику в области гражданской авиации, отказались от комментариев, уточнив, что в данном случае головной структурой выступает ФСТ.
В последний раз в ФСТ одобряли предложения аэропорта Сочи о повышении тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов авиакомпаний в октябре прошлого года. Ставка сбора с российской авиакомпании за взлет/посадку тогда составила 327,5 рублей за 1 т максимальной взлетной массы (мвм), с иностранной авиакомпании — $13 за 1 т мвм. Для сравнения: аналогичные ставки в крупнейшем российском аэропорту Домодедово тогда же были утверждены в размере 156 рублей и $10,5 за 1 т мвм соответственно.
По данным источника «Известий», близкого к руководству Минтранса, меры для сокращения размера тарифов и сборов в сочинском аэропорту должны быть приняты до 1 августа. Кроме того, по словам собеседника издания, чиновниками будет уделено отдельное внимание и вопросу повышения качества обслуживания.
В «Базэл-Аэро» (управляющая компания сочинского аэропорта) утверждают, что установленные тарифы не превышают уровень тарифов в аэропортах России и Европы, сопоставимых по объему трафика и уровню развития инфраструктуры.
— Действующий уровень тарифов в аэропорту Сочи определяется большим объемом инвестиций в развитие аэропорта, осуществленным частным инвестором (8,9 млрд рублей по состоянию на апрель 2012 года. — «Известия»), а также инвестициями государства в строительство аэродромных сооружений, — пояснил «Известиям» представитель «Базэл-Аэро».
По его словам, расходы на аэропортовое обслуживание в Сочи составляют не более 11% в структуре себестоимости авиакомпаний, поэтому не могут определяющим образом влиять на стоимость авиабилетов. При этом размер тарифов на обслуживание не является для авиакомпаний главенствующим фактором, определяющим привлекательность аэропорта, уверяют в «Базэл-Аэро».
Гендиректор «Аэропорт Инвестментс» Сергей Детенышев отмечает, что на сегодня аэропортовые тарифы не учитывают инвестиционную составляющую и рассчитываются только из расчета покрытия операционных затрат, связанных с обеспечением летной годности. Инвестиции в строительство, реконструкцию и капитальный ремонт в тарифе не учитываются.
— Аэропорт Сочи несет дополнительные затраты, связанные с подготовкой к Олимпийским и Паралимпийским играм. Его нагрузили социальными обязательствами, связанными с необходимостью иметь избыточные и неокупаемые мощности для проведения Игр, — считает Детенышев. — Данные затраты носят опережающий характер и вряд ли окупятся во время проведения Игр или после них. Учитывая это обстоятельство, считаю, что сложно говорить о завышенности тарифов в аэропорту.
В «Базэл-Аэро» подчеркивают, что в аэропорту Сочи была внедрена система улучшения и мониторинга параметров качества обслуживания. Как результат, время ожидания в очереди на регистрацию сократилось с 40 минут до 15, а регистрация одного пассажира ускорилась с 90 секунд до 45. Прибывший багаж доставляется в интервале 15–25 минут. Стабильность соблюдения времени обслуживания самолетов выросла с 77 до 95%.
— В здании терминала аэропорта были установлены киоски саморегистрации, внедрена система онлайн-регистрации и регистрации с помощью мобильных телефонов, а также организован бесплатный Wi-Fi, — перечисляет представитель «Базэл-Аэро». — Для пассажиров работают 12 баров и ресторанов и 24 точки розничной торговли.
За три последних года пассажиропоток в аэропорту Сочи вырос более чем в полтора раза и превысил 2 млн пассажиров в год. Аэропорт обслуживает на сегодня рейсы более чем 30 авиакомпаний, семь из которых выполняют прямые полеты за рубеж. В июне начинает полеты украинская авиакомпания AeroSvit. Также достигнуты предварительные соглашения с германской Lufthansa, латвийской AirBaltic, польской LOT и чешской Czech Airlines о начале полетов с 2013 года.