Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Вучич призвал прислушаться к мирным инициативам Китая
Мир
ХАМАС может освободить часть заложников при отмене операции Израиля в Рафахе
Общество
Синоптик предупредил москвичей о холодах на 9 мая
Мир
В Днепропетровской области повреждены объекты критической инфраструктуры
Мир
Белый дом за полгода почти 150 раз исправлял оговорки Байдена
Общество
На Урал обрушились сильнейшие снегопады
Мир
В Германии нашли могилу одного из командиров Иностранного легиона ВСУ
Мир
Посол Казахстана в РФ назвал чушью утверждения о русофобии в стране
Мир
Захарова назвала дезинформацией обвинения НАТО в гибридных атаках
Армия
Шойгу вручил медали «Золотая Звезда» отличившимся участникам СВО
Мир
Посольство РФ в Иране опровергло освобождение экипажа судна Aries
Мир
В Дарданеллах у шедшего из Греции в Россию танкера вышел из строя двигатель
Общество
Куклачев заверил поклонников в скором возвращении на сцену
Армия
Система ПВО РФ уничтожила два украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Жители подконтрольного ВСУ Запорожья обвинили военкомат в похищении людей
Мир
Глава МИД Белоруссии назвал бессмысленной инициативу Швейцарии по Украине
Спорт
Саша Илич стал новым главным тренером ФК «Пари НН»

Четыре военных завода требуется обезвредить

Давно остановленные производства химического оружия и взрывчатых веществ в Волгограде, Красноярске, Свердловской и Тульской областях стали экологической бомбой для местных жителей
0
Четыре военных завода требуется обезвредить
фото: Глеб Щелкунов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Гигантские военно-химические производства советской эпохи с каждым годом представляют все более явную экологическую угрозу, но денег на их полную ликвидацию у государства до сих пор не находилось. В процессе верстки бюджета 2012 года Минпромторг вновь предпринял попытку запросить средства на ликвидацию четырех самых опасных на сегодня предприятий, дальнейшее существование которых в нынешнем виде чревато техногенными катастрофами с гибелью тысяч людей.

— С просьбой о помощи к нам обратились губернаторы тех субъектов, где находятся предприятия, — сообщил «Известиям» представитель Минпромторга. — Мы включили эти деньги в проект бюджета, но до его утверждения не можем сказать, какие суммы в итоге будут утверждены.

Разобраться с «наследством» лишь одного основательно поработавшего на оборонку предприятия стоит столько же, сколько с нуля построить футбольный стадион, пригодный для проведения на нем игр чемпионата мира. Так, в 11,15 млрд рублей Минпромторг оценил проектно-изыскательские и ликвидационные работы на волгоградском ОАО «Химпром».

Предприятие работает с 1931 года, до 1987 года делало химическое оружие. Основой для его производства являлся хлор, однако хлоропотребляющие производства были построены без очистных сооружений. Ядовитые сточные воды и твердые отходы сбрасывали в шламонакопитель под названием «Белое море». Он представляет собой искусственный бассейн длиной 1,4 км и шириной 200 м, в нем уже десятилетия (сбросы в шламонакопитель не осуществляются с 1988 года) хранятся смертельно ядовитые отходы объемом до 1,5 млн куб. м (такова емкость бассейна). Шламонакопитель находится в 200 м от берега Волги. В 1965 году ядовитые отходы с предприятия попали в реку — обрушился участок оградительной дамбы. Чтобы исключить повторные загрязнения, предлагается ликвидация «Белого моря» за счет федерального бюджета.

Еще одна бомба замедленного действия, на обезвреживание которой просит деньги Минпромторг, — ФКП «Алексинский химический комбинат» (АХК), расположенный в Тульской области и 170 км от Москвы. АХК является бомбой в прямом смысле слова: там накопилось более 200 тыс. т отходов производства нитратов целлюлозы, сырья для производства взрывчатки. Эти отходы положено хранить в специальных прудках-отстойниках обязательно под слоем воды. Потому что подсохнув (или замерзнув), отходы производства нитроцеллюлозы образуют взрывоопасную смесь, способную к самовозгоранию и детонации. Алексинский комбинат работает с 1945 года, и к сегодняшнему дню его сооружения поизносились, вода из прудков для хранения взрывоопасных отходов стала уходить, некоторые из них высохли. Если отходы сдетонируют, в зоне поражения окажутся жители в радиусе 5–6 км от АХК, констатируют в Минпромторге.

В 1995 году из-за отсутствия заказов от Минобороны АХК остановил комплекс производства нитроцеллюлозы, обесточив цеха и оставив химреагенты. В том числе 2150 т смесей азотной и серной кислот. Емкости, в которых хранятся кислоты, начали протекать, и в районе хранилищ наблюдается кислотный туман. По данным Минпромторга, годовые выбросы кислотных испарений в атмосферу достигают 12,7 т серной кислоты и 8 т азотной. На решение проблемы АХК у правительства просят 2,47 млрд рублей.

Схожие проблемы в виде тысяч тонн отходов производства нитроцеллюлозы в прохудившихся прудках и на красноярском химкомбинате «Енисей». Он так расположен, что, если сдетонируют отходы, взрыв накроет территорию соседнего биохимического завода, завода синтетических каучуков и целлюлозно-бумажный комбинат. В Минпромторге считают, что в случае взрыва на «Енисее» от последствий погибнут до 12 тыс. человек. Цена вопроса — 2,1 млрд рублей.

Еще 704 млн рублей министерство попросило на ликвидацию гексогенового производства на Красноуральском химическом заводе (Свердловская область). За полвека работы завода в его грунте, стенах и под фундаментами скопился критический объем взрывоопасных веществ. В случае ЧП ущерб составит 50–70 млрд рублей, отмечают в Минпромторге. В сравнении с 70 млрд рублей потенциального ущерба 704 млн на ликвидационные мероприятия смотрятся сущим пустяком. Возможно, как раз на такой эффект рассчитывали министерские авторы.

Названные предприятия не относятся к известным и «признанным» объектам экологической опасности — о масштабах сконцентрированной в них угрозы ранее не сообщалось. Поэтому они не попадали под прицел общественных экологических организаций.

Руководитель токсической программы «Greenpeace Россия» Алексей Киселев сказал, что не располагает данными о «Химпроме», АХК, «Енисее» и Красноуральском заводе.

— Я не знаю ситуации на данных предприятиях, — говорит президент международного социально-экологического Союза за химическую безопасность Лев Федоров, — государство прежде не раскрывало информацию по этим производствам.

Действительно, до сих пор информации о названных предприятиях публиковалось не так много. Например, сообщалось, что в октябре прошлого года Красноуральский химический завод был оштрафован за несоблюдение норм экобезопасности на 100 тыс. рублей, а по состоянию на конец 2010 года объем кредиторской задолженности предприятия составлял около 1 млрд рублей.

Комментарии
Прямой эфир