Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Байден подтвердил свою приверженность безопасности Израиля в разговоре с Нетаньяху
Мир
В Тбилиси тысячи людей вышли на митинг против принятия закона об иноагентах
Мир
Глава минэнерго Турции заявил об избежании энергокризиса благодаря сделкам с РФ
Общество
Губернатор Калужской области опроверг информацию о взрывах на территории нефтебазы
Общество
Прокуратура Приморья инициировала передел земли в центре Владивостока
Общество
В Москве самокатчики получили 15 тыс. штрафов за месяц
Общество
Владелец клуба рассказал подробности задержания участников «Коррозии металла»
Общество
Вокалист «Коррозии металла» рассказал обстоятельства задержания участников группы
Мир
Сырский подтвердил отступление ВСУ из населенных пунктов у Авдеевки и Марьинки
Мир
Посол Армении в ЕС не увидел угроз для РФ в сближении Еревана и Брюсселя
Общество
Интересы дольщиков могут пострадать из-за действий прокуратуры во Владивостоке
Мир
Варшава указала на необходимость Киеву проявить инициативу по возврату призывников
Общество
В МЧС нашли протечки земляной насыпи в Абатском районе Тюменской области
Экономика
Правительство РФ отменило экспортные пошлины на уголь с 1 мая
Мир
Жители города Южное на Украине выступили против смены его названия
Армия
Песков заверил в победе России в спецоперации на Украине
Политика
Матвиенко указала на открытый и независимый курс внешней политики РФ

Назван топ самых быстрорастущих отраслей МСБ в России в 2023 году

E-commerce и туризм стали самыми быстрорастущими отраслями МСБ в РФ в 2023 году
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В топ самых быстрорастущих отраслей малого и среднего бизнеса (МСБ) в России в 2023 году вошли интернет-торговля (e-commerce), реклама, туризм. Об этом говорится в результатах исследования платформы омниканального маркетинга Calltouch, банка для предпринимателей Точка и платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, с которыми ознакомились «Известия» 28 марта.

Эксперты проанализировали развитие МСБ в стране за прошлый год и обновили индекс здоровья российского бизнеса. По итогам года он составил 61,5 балла из 100.

Интернет-торговля показала самые быстрые темпы восстановления. Индекс здоровья российского бизнеса в этой отрасли составил 55 баллов (+25 баллов по сравнению с 2022-м).

«На рынок e-commerce в 2023 году вышло много новых игроков — по нашим данным, было зарегистрировано на 30% больше ИП и компаний, ведущих торговлю в интернете, по сравнению с 2022 годом. Увеличились и их обороты — на 41% год к году. Появление новых магазинов приводит к увеличению объемов найма, которые за прошлый год показали рост на 34%. Драйверами развития по-прежнему остаются маркетплейсы», — отметила data-журналист банка Точка Юлия Криган.

Она обратила внимание на то, что в борьбе за рынок крупные площадки становятся всё более технологичными. Кроме того, по ее словам, рынок электронной коммерции прирастает за счет нишевых площадок, самостоятельных интернет-магазинов.

При этом, по информации экспертов, индекс здоровья российского бизнеса в рекламной отрасли составил 56 баллов (+22 балла по сравнению с 2022-м). Рекламодатели стали шире использовать аналитику, работу с данными, внедрять искусственный интеллект как в рекламе, так и в коммуникациях с потребителями. Обороты рекламных и маркетинговых агентств увеличились на 12% год к году. Наблюдался рост спроса на их услуги: общее количество обращений в 2023 году увеличилось на 134%.

«Рекламная индустрия быстро растет по нескольким причинам. Во-первых, на рынок вышли новые бренды, которым необходимо привлекать потребителей, чтобы уверенно занять освободившиеся ниши. Во-вторых, бизнес стал активнее использовать в маркетинге технологии, аналитику, Big Data, тестировать новые каналы коммуникации с потребителем. Еще одним драйвером развития отрасли стал бум внедрения нейросетей в маркетинговые процессы. Они повысили скорость и качество аналитики, улучшили персонализацию предложения», — объяснил коммерческий директор Calltouch Артур Саркисян.

Кроме того, в 2023 году индекс здоровья российского бизнеса для туристической отрасли составил 57 баллов (+14). Обороты компаний, работающих в сфере туризма, выросли на 22%. Драйвером развития отрасли стал внутренний туризм, уточнили эксперты. Регионы конкурируют за туристов, улучшают инфраструктуру, предлагают новые маршруты и проекты, развивают разные направления. Туристические агентства усилили свое продвижение, чтобы заинтересовать новыми маршрутами как можно больше путешественников.

«За прошедший год объемы найма в туристической отрасли выросли на 40%. Этому способствуют несколько факторов. За прошлый год количество регистраций новых туристических агентств выросло на 5%. Драйверит рынок труда в туристической отрасли и растущий интерес россиян к внутренним поездкам и новым направлениям. В конкуренцию за туристов вовлеклись и локации, которые еще недавно не ассоциировались с путешествиями, отдыхом. В них туристическая инфраструктура создается практически с нуля, что требует привлечения профессиональных кадров», — рассказала руководитель направления маркетинговых исследований, hh.ru Мария Игнатова.

В результатах исследования говорится, что «анализ развития малого и среднего бизнеса за прошедший год показал, что российская экономика в целом справилась с вызовами 2022 года». Эксперты подчеркнули, что по большинству отраслей растут обороты компаний. Так, на 12% увеличилось в целом по рынку количество обращений. Но, несмотря на рост российского бизнеса в целом, некоторые отрасли ухудшили показатели. Отрицательную динамику развития в МСБ в 2023-м показали телекоммуникационная отрасль (–15 баллов год к году), медицина (–13), культура (–10).

Ранее, 8 декабря, доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов ГУУ Максим Чирков рассказал «Известиям», что российская экономика восстановилась и перешла к уверенному росту.

Прямой эфир