Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Правительство и госкомпания «Автодор» должны скорректировать тарифы на проезд по трассе М-12 «Восток». Соответствующее поручение дал президент РФ Владимир Путин. Когда и как может измениться стоимость проезда по платной автомагистрали Москва – Казань, выясняли «Известия».

Дорогие километры

Президент России Владимир Путин поручил правительству госкомпании «Автодор» проанализировать тарифы на проезд по автомобильной дороге М-12 «Восток». Как следует из сообщения на официальном сайте Кремля, до 15 марта должны быть представлены «предложения по определению оптимальных тарифов с учетом ее востребованности жителями соответствующих субъектов Российской Федерации и коммерческими организациями». Поручение было дано по итогам совмещенных прямой линии и пресс-конференции главы государства в декабре прошлого года.

Движение по новой 810-километровой трассе от Москвы до Казани было открыто 21 декабря прошлого года. Как заявил на церемонии ее открытия заместитель председателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов ГК «Автодор» Константин Макиев, стоимость проезда на легковом автомобиле от столицы до съезда в Казань в районе Иннополиса составляет 4481 рубль.

Президент РФ Владимир Путин

Президент РФ Владимир Путин

Фото: ТАСС/Александр Казаков

— Если говорить о втором съезде на Казань в районе аэропорта, то в этом случае тариф от Москвы составит около 4800 рублей. Плата за проезд на участке от Москвы до Владимира составляет 1380 рублей, а до Нижнего Новгорода — 3721 рубль. Таким образом, средняя стоимость километра трассы М-12 «Восток» составляет 6,17 рубля, — подчеркнул он.

Глас народа

Поручения относительно возможности пересмотра тарифов на трассе М-12 свидетельствуют о том, что позиция автомобилистов была услышана главой государства, считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. Он отметил, что согласно опросу, проведенному союзом, большинство автолюбителей (58%) высказали негативное отношение к платным дорогам и тарифам на них.

Трасса
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

— Тарифы на платных трассах должны отвечать рыночным реалиям и уровню доходов населения. При этом окупаемость таких дорог должна осуществляться не за счет высоких тарифов, а за счет большого числа водителей, которые по ним едут. Трафик на трассе М-12, как показывает практика, не особо велик, что свидетельствует о дороговизне этой магистрали. Значит, на ней вполне можно понизить тарифы на проезд. Также имеет смысл проанализировать ситуацию с ценами и на других платных дорогах, — заявил «Известиям» Антон Шапарин.

Нужны расчеты

Тарифы на платных дорогах зависят от множества факторов, они определяются по специальным формулам, рассказал «Известиям» профессор, научный руководитель Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин.

— Представим, что условный тариф на условной дороге — ноль рублей за километр. В этом случае трафик на ней составит условные 100 тыс. машин в сутки. Но доходность, а значит, и окупаемость такой трассы при этом будет нулевой. Если условный тариф будет 1 тыс. рублей за километр, то трафик — один автомобиль в сутки. Доходность в этом случае также фактически нулевая. Соответственно, путем определенных формул и построения графиков нужно найти оптимальный размер тарифа, при котором поток транспорта не будет превышать расчетную нагрузку на эту дорогу и ее окупаемость будет укладываться в установленные сроки. Такие задачи решают мои студенты на лекциях и семинарах, — рассказал он «Известиям» о теоретических основах ценообразования на платных трассах.

Трасса М-12
Фото: ТАСС/Егор Алеев

Михаил Блинкин отметил, что в случае, когда большая часть средств в создание платной дороги приходится на частные инвестиции, вариантов для маневра с тарифами остается достаточно мало. Если же трасса построена в основном за счет заимствований у государства, то такие возможности гораздо шире, подчеркнул эксперт.

— Бизнесу, который вложился в строительство дороги, в первую очередь важно окупить их в установленный срок, поэтому в этом случае снизить тарифы достаточно проблематично. Если же речь идет о госкредитах, то в этом случае можно в большей степени «поиграть» с тарифами, учитывая не только экономические, но и социальные факторы, — отмечает научный руководитель Института экономики транспорта ВШЭ .

Миллиард на километр

Затраты на строительство трассы М-12 «Восток» составили менее 900 млрд рублей, заявил в конце декабря прошлого года председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко.

— Километр дороги здесь стоит чуть больше миллиарда, на разных участках он разный, — отметил он.

Трасса М-12
Фото: ТАСС/Егор Алеев

Значительная часть из этих средств была заимствована из Фонда национального благосостояния (ФНБ), рассказал «Известиям» знакомый с ситуацией член общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто. Так, только в августе 2022 года из него на строительство трассы М-12 «Восток» было дополнительно выделено 400 млрд рублей.

— Пока сложно сказать, как могут измениться тарифы на проезд по этой дороге. Возможно, они будут скорректированы на каких-то участках. В любом случае это потребует серьезных расчетов, связанных в том числе с изменением планов и графиков по возврату денег в ФНБ. Однако опускать тариф ниже определенного уровня нельзя, поскольку это резко увеличит поток автомобилей на трассу М-12 «Восток» и в конечном итоге сведет на нет все ее преимущества в скорости и времени поездки перед бесплатной альтернативой, — отметил Игорь Моржаретто.

В госкомпании «Автодор» рассказали, что специалисты уже приступили к работе над поручением главы государства.

Трасса М-12
Фото: ТАСС/Бизнес Online/Сергей Елагин

— Стоимость проезда оценивается детально для каждого участка наших дорог, она выверена и рассчитана с учетом выгод в сравнении с альтернативными бесплатными маршрутами. В рамках этого поручения отработаем этот вопрос дополнительно, — сообщили «Известиям» в пресс-службе «Автодора». Решения и расчеты будут представлены в сроки, определенные в поручении президента РФ, подчеркнули в «Автодоре».

Прямой эфир