Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Приморье пожар охватил 6 тыс. кв. м кооператива
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Мир
WP указала на устойчивость российской экономики вопреки ожиданиям Запада
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Мир
СМИ сообщили о временном закрытии дворца фестивалей в Каннах из-за угрозы взрыва
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Политика
Лавров указал на открытость РФ к диалогу по безопасности с Западом на равных
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

В Гамбург через Сочи

Политолог Александр Рар — о том, как итоги встречи Владимира Путина и Ангелы Меркель в России скажутся на повестке июльского саммита G20 в Германии
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Сочи прошли переговоры Владимира Путина и Ангелы Меркель, в ходе которых большое внимание было уделено ситуации на Украине, сирийскому вопросу, а также деталям июльского саммита стран «большой двадцатки» в Гамбурге. Несмотря на то что никаких прорывных решений и конкретных двусторонних договоренностей по итогам встречи достигнуто не было, итоги общения лидеров России и Германии представляют обширное поле для анализа.

Надо сказать, что большинство оптимистично настроенных экспертов ожидали заметного продвижения в решении украинского вопроса. Однако этого не произошло. Позиции сторон остались неизменны. При этом нужно понимать, что канцлер Германии в этом вопросе играет на стороне Украины, требуя изменений в пользу Киева. На что Москва, конечно, не пойдет. У меня были ожидания, что Ангела Меркель окажет хоть какое-то давление на Украину, с тем, чтобы Донбассу была предоставлена автономия. Но открыто она об этом не сказала, хотя и могла, чтобы примерить на себя, образно говоря, роль арбитра между двумя сторонами. Именно поэтому есть опасения, что никаких договоренностей по Украине так достигнуто и не было.

Кроме одного — укрепления роли ОБСЕ как главной международной организации, которая получит дополнительные функции, чтобы развести две конфликтующие стороны на востоке Украины. Если разговор об этом шел, то можно говорить, что минимальный успех данной встречей был достигнут. И, как представляется, часть этой непростой дискуссии всё же может быть возобновлена и в Гамбурге. С учетом того, что до этого момента у Ангелы Меркель будет время пообщаться и с украинским президентом Петром Порошенко.

В преддверии встречи в Сочи в экспертных кругах обсуждались два основных ее сценария. Первый: Ангела Меркель приедет для того, чтобы поговорить с Владимиром Путиным, а потом выйти к прессе и начать критиковать его за нарушение прав человека. Тем самым продемонстрировав части антироссийски настроенного немецкого истеблишмента свою несгибаемую позицию и обеспечив дополнительные голоса в ходе своей предвыборной кампании. Отчасти она так и сделала, заговорив о правах сексуальных меньшинств в Чечне, о том, что не надо сажать демонстрантов, которые митингуют в России, и о ряде других вопросов, которые постоянно муссируются в немецкой прессе.

И второй сценарий — прагматичная, разумная и стратегически продуманная повестка дня, подразумевающая, что Ангела Меркель будет настроена действительно слышать и российскую сторону.

На деле всё пошло по третьему пути. Ангела Меркель приехала к Владимиру Путину в Сочи, и сам этот факт можно назвать победой российской дипломатии — с Москвой советуются не только по Сирии, но и обсуждают повестку G20. Российский лидер продемонстрировал, что Россия уже не находится ни в какой изоляции, как это нередко преподносится в западных СМИ, что без Москвы нельзя утвердить повестку «двадцатки», нельзя решить ни одну проблему на Ближнем Востоке и уж тем более на Украине.

Ангела Меркель со своей стороны получила прекрасную прессу. Немецкие СМИ очень идеологизированы и ожидают от нее выступлений главным образом о правах человека, а лишь потом про Сирию, терроризм и прочее. Кроме того, она заручилась поддержкой президента РФ для реализации своей повестки в Гамбурге. Уже нет необходимости переживать по поводу одобрения российской и американской стороны. Обе стороны ее уже поддерживают, и в этом заключается главный успех. Ведь Владимир Путин не раскритиковал ни один из пунктов программы встречи в Гамбурге. Оговорены были все темы — от климата до защиты окружающей среды. Надеюсь, что энергетическая политика и дигитализация экономик также имеются в плане предстоящей встречи, поскольку Россия также в этом заинтересована.

Тем не менее необходимо быть реалистом и понимать, что в отношениях между Москвой и Берлином существует ряд проблем. Экономические и бизнес-элиты двух стран продолжают тянуться друг к другу, в то время как большая политика продолжает им в этом препятствовать.

Думаю, что рано или поздно бизнес проложит себе путь друг к другу. И российский лидер понимает, что ставку надо делать на бизнес, в то время как Ангела Меркель, придерживаясь либеральных ценностей, пока этого не осознала.

При этом важно, что российская сторона готова обсуждать с Германией любые интересные стратегические вопросы, в то время как Берлин хочет вести открытый диалог лишь по правам человека.

При всем том двусторонние переговоры лидеров России и Германии имели принципиальное значение для предстоящего саммита G20. С одной стороны, первая личная встреча Владимира Путина и Дональда Трампа состоится именно в Гамбурге, что само по себе не может не радовать канцлера ФРГ. С другой стороны, есть и опасность. В ходе саммита Россия и США могут найти точки соприкосновения. В американском президенте она видит вспыльчивого, непредсказуемого, в каком-то смысле беспринципного политика. У нее действительно есть опасения, что она, будучи модератором встречи G20, может остаться не у дел, когда два сильных политика смогут договориться о Сирии или Украине за ее спиной.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции​​​​​​​


Прямой эфир