Крокус Сити Холл — стеклянная челюсть на берегу реки.
Это странное, холодное и пустое по сути место — ровно как весь русский гламур и самоназванная культурная элита. Вообще-то последнее место, которое годится для прощания с умершим другом.
Пустота и бессмысленность русской поп-культуры не новость, но каждый раз, когда происходит какое-нибудь трагическое событие, эти качества проявляются снова и снова и сверкают новыми гранями ассенизаторской цистерны.
Смерть поп-дивы — как раз такой случай. Удивительно другое — почему такой бурной была реакция на смерть артистки Жанны Фриске, которая довольно давно пережила свой взлет популярности и ассоциируется больше с 1990-ми годами.
Возможно, для какого-то поколения она была и осталась секс-символом и это поколение до сих пор испытывает эротическое волнение при произнесении ее имени.
А возможно другое объяснение — она была самым человечным из этой когорты странных персонажей, которые называли и называют себя поп-звездами.
Конечно, все помнят водоворот «поющих трусов» на телевидении — просто вихрь плоти и блесток, среди этого царства бандитской похоти не было видно людей.
Но Жанна оказалась совсем другой. Какой-то более теплой и человечной. Это, кстати, подтверждают все, кто с ней работал, независимо от того, было краткое общение или тяжелая работа.
Более того, многие открыли ее заново в роли ведьмы в «Ночном дозоре». Может быть, продюсеры привлекли ее поначалу ради имени, но потом стало понятно, что она и играет классно, и имеет чувство юмора и, главное, — чувство самоиронии, что вообще недоступно местным звездам в любой области.
И это видно во всех десяти картинах, где она снималась, — иногда в совершенно краткой роли, которую в Голливуде принято называть cameo — «камея» — когда звезда вдруг на минуты появляется в кадре и собой украшает повествование. Она иногда появлялась в кадре как воплощение мужской мечты.
Почему это так?
Ведь в стране много красивых актрис, красивых певиц, а она долгие годы оставалась секс-символом. Чем-то цепляла общественное подсознательное. И как цепляла.
Шоком, конечно, стало известие о ее тяжелой болезни. И тут началось то, что достигла буквально оргии бесстыдства в день ее смерти. Невероятно привлекательная для обывателя драма «богатые и красивые тоже рыдают от боли» вступила в первый сезон. Одни собирали деньги через телевизор, и слава им честь. Говорят, что половину собранных средств на лечение Жанна перечислила тут же детям с онкологией.
И вообще думала над тем, что пора собирать фонд на таких же больных, как она, только маленьких и никому неизвестных. Не сложилось. Но популярность больной Фриске надолго перекрыла ее популярность музыкальную и актерскую.
Выдуманные светские новости выдуманных светских персонажей не так будоражат общественное любопытство, как реальные страдания звезды. И хотя она не делала из этого шоу, этот показ смотрела вся страна. И вот, оказывается, сезон закончился на высокой ноте. И тут же всем стало любопытно — кто сидел у одра, кто такой Шепелев и почему он не появлялся у больной как бы жены и так далее.
Послевкусие завершения сезона реалити-шоу. Потому что это такой наркотик, от которого сразу трудно отказаться. Сейчас все новости померкли по трафику рядом с тегом #Жаннафрискеумерла. Если бы даже нашли йети в Кремле, это никого бы так не колыхнуло, как широко объявленная смерть.
Пир во время чумы продолжается на всех каналах, на всех сайтах, в каждой самой задрипанной газетенке. Такое впечатление, что внимание общественности, поделенное ранее на проблему «поравалить» и «горужсьстраной» вдруг консолидировалось вокруг смертного одра.
Я понимаю, в латинских странах католических есть культ смерти. И как-то подспудно было видно, что культ смерти есть и у нас, хотя его иногда называют уважением к героизму. Будь то война или борьба человека один на один со страшной болезнью. Но тут, благодаря красивой и молодой женщине, выяснилось, что с культом смерти и у нас всё в порядке.
Просто осталось это признать и не испытывать иллюзий.
Если бы это еще хоть как-то коррелировало с понятием сострадания и уважения…