Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Нетаньяху обвинил прокурора МУС в попытке демонизировать Израиль
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Политика
Путин провел встречу с главой Калмыкии Хасиковым
Экономика
Центробанк в июне намерен рассмотреть сценарий с повышением ключевой ставки
Мир
В Евросоюзе отказались признавать нелегитимность Зеленского
Интернет и технологии
Мишустин сообщил об импортозамещении около 50% основного ПО в России
Мир
Совет стражей конституции Ирана утвердил проведение выборов президента 28 июня
Мир
Лавров заявил о требовании Зеленского к Западу «поставить Россию на колени»
Политика
Посол РФ в Вене назвал воровством решение ЕС по замороженным российским активам
Армия
В ЮВО начался первый этап учения по применению нестратегического ядерного оружия
Общество
Гладков поручил вернуть людям имущество из пострадавшего от удара ВСУ дома
Мир
Еврокомиссия указала на остающуюся зависимость ЕС от РФ в сфере энергетики
Политика
В Кремле сообщили про отсутствие планов участия Путина в похоронах Раиси
Мир
На Украине уехавших за границу граждан обязали вернуться и встать на учет

Человеческий фактор неотменяем

Писатель Игорь Мальцев — о том, почему невозможно обезопасить себя от самоубийц
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вопреки распространенному мифу, больше всего самоубийств per capita вовсе не в Финляндии, а в Литве. Россия тоже в этом деле отжигает по полной — наверное, с этим связана бесконечная истерика Роскомнадзора, который вымарывает отовсюду всё связанное с суицидом. Скоро доберется до диссертаций на тему «Подростковый суицид и как с ним бороться», и мы все сделаем вид, что Анна Каренина была убита боевиками ИГ. 

Но если не исследовать проблему, если ее не изучать, не обсуждать и не лечить, то будет то, что мы имеем. При этом слово «мы» не означает непосредственно Россию.

Это мы — это гораздо шире: мы.

Вот, например, Германия по соотношению суицида в обществе на 36-м месте. То есть в отличие от русского третьего места это весьма оптимистические показатели. Но. Если бы в обществе существовало свободное обсуждение проблем суицида, то вы бы уже знали, например, что суицид подвержен, например, моде.

То есть существуют модные тенденции в суициде. Это смешно, но это правда. Так вот, по поводу Германии. Несмотря на низкий уровень самоубийств в стране, и там существуют некоторые модные тенденции. В какой-то момент, лет 5 назад, вдруг среди немцев стал «модным» такой способ самоубийства: разогнаться на машине по трассе до максимума и выехать на встречку. Так делали мужчины, так делали пенсионерки, так делали менеджеры, так делали все подряд.

Самое подлое в этом способе самоубийства — в том, что гибнут случайные люди, которые попадают под самоубийцу и его автомобиль. Это обсуждалось в обществе, это обсуждалось в газетах (и местный Роскомнадзор никого не одергивал, кстати).

То что случилось на рейсе Барселона–Дюссельдорф компании Germanwings, очень похоже на тот когда-то модный сценарий самоубийства. Только вместо пары машин на встречке в заложниках у самоубийцы оказались аж 150 человек. Но главное — это всё вполне в рамках именно немецкой моды на суицид.

Что можно этому противопоставить?

Американцы уже предприняли некоторое шаги. Например, когда один из пилотов уходит из кабины, то на его место садится flight attendant — стюардесса. На тот случай, если с оставшимся пилотом случится, например, сердечный приступ. И чтобы обеспечить доступ в кабину другому пилоту. Если, конечно, пилот в кабине не решил преодолеть сопротивление девушки-стюардессы, которая, скорее всего, физически его слабее.

Сейчас встанет вопрос о том, что американцы выкрутили всем руки после  9/11 и создали ситуацию, при которой дверь в кабину пилотов невозможно открыть даже пилоту, не то что террористу. Более того — оба пилота знают код, по которому можно войти в закрытую дверь. Только при желании этот код блокируется тем, кто остается в кабине пилотов.

Тут возникла неразрешимая дилемма. С одной стороны, непробиваемость двери пилотов нормально работает при обычных угрозах. С другой стороны, мы имеем кошмарную ситуацию, по которой в кабину не может попасть никто. Например, вариант с декомпрессией пилотской кабины, где сидят стюардесса и пилот. Другой пилот, который только что вышел из туалета, уже не может попасть в кабину к людям, которые уже потеряли сознание от нехватки кислорода. И всё.

Можно, конечно, рассматривать варианты с override the system — то есть преодолении ситуации с помощью секретных ключей, паролей и т.д. Но тогда возникает другая дилемма: как только система становится преодолимой волей человека, она оказывается беспомощной перед лицом злого умысла, и, стало быть, смысла в не никакого. Это как с автопилотом — как только вы даете возможность живым пилотам приоритет над автоматическим пилотом, если они считают, что он неправильно работает, то вы тут же предоставляете возможность злоумышленнику те же самые приоритеты. И это дилемма неразрешима.

Последний эпизод с Germanwings, который можно рассматривать как акт массового убийства — как ни крути — ставит так же вопрос: насколько безопасны полеты в принципе? Потому что вся авиапромышленность всю свою авиаэпоху старалась довести техническую сторону вопроса безопасности полетов до абсолютной величины. И каждый раз, с тех пор как большая часть технических проблем решена принципиально, мы сталкиваемся с проблемой человеческого фактора. Которая в отличие от проблемы сближения самолетов, удара молнии, навигации, дублирования систем и т.д. не поддается прогнозированию и что самое ужасное — ремонту.

Некоторые уже задают вопрос — значит ли что-нибудь тот факт, что пилот Любитц проходил обучение в тех же американских школах, что и террористы 9/11?

Ответ — нет, ничего это не значит, кроме того, что летные школы в США — лучшие в мире. Самые дешевые. И погодные условия в местах обучения — лучшие. Так что никакого отношения к терроризму.

Тогда возникает вопрос — а можно ли избежать в будущем таких ситуаций, как с обреченным рейсом Germanwings?

Ответ — нет.

Комментарии
Прямой эфир