Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ООН прокомментировали замалчивание атак ВСУ на Белгородскую область
Общество
Бывший футболист и тренер ЦСКА Агапов умер на 91-м году жизни
Мир
Боррель сообщил о подписании ЕС соглашения с Молдавией об обороне и безопасности
Общество
Путин назвал опустынивание серьезной проблемой для Калмыкии
Мир
Совет ЕС утвердил решение использовать доходы от активов РФ на помощь Киеву
Политика
Путин провел встречу с главой Калмыкии Хасиковым
Экономика
Центробанк в июне намерен рассмотреть сценарий с повышением ключевой ставки
Мир
В Евросоюзе отказались признавать нелегитимность Зеленского
Интернет и технологии
Мишустин сообщил об импортозамещении около 50% основного ПО в России
Мир
Совет стражей конституции Ирана утвердил проведение выборов президента 28 июня
Мир
Лавров заявил о требовании Зеленского к Западу «поставить Россию на колени»
Интернет и технологии
Мишустин заявил о переходе большинства компаний РФ на отечественное ПО к концу года
Политика
Медведев отметил недействительность итогов конференции по Украине в Швейцарии
Мир
В Кремле заявили о бесчеловечных обстрелах со стороны ВСУ приграничных районов
Мир
Еврокомиссия указала на остающуюся зависимость ЕС от РФ в сфере энергетики
Политика
В Кремле сообщили про отсутствие планов участия Путина в похоронах Раиси
Мир
На Украине уехавших за границу граждан обязали вернуться и встать на учет

Кафе «Пороховая бочка»

Писатель Игорь Мальцев — о людях, способных поднять руку на тех, кто их приютил
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Кафе Krudttønden — это не совсем кафе вообще-то. Это бывшие конюшни на площади Остерфельд Копенгагена, объединенные современной надстройкой. В 1990 году городские власти учредили тут культурный центр по просьбе местных художников и артистов. Обычно тут проходят концерты различных групп, театральные постановки, выставки и дебаты.

Я сам люблю сюда ходить на концерты разных никому не известных музыкантов. Вот и на 19 февраля здесь висит афиша – будет играть фантастическая саксофонистка Кристина Дал.

Или не будет.

Дело в том, что  в 3.30 дня  14 февраля к зданию подошел мужчина в красной маске (или шарфе)  и в пальто и начал стрельбу,  разрядив 40 патронов по окнам культурного центра. Его целью были люди, собравшиеся на дебаты «Искусство, богохульство и свобода выражения».

Дебаты, которые проводил шведский карикатурист Ларс Вилкс, были связаны с удивлением, которое пережили европейские деятели культуры по поводу того, что за картинки в журнале можно расстрелять 14 человек. Ларс ходит с 2007 года под охраной — потому что ему давно  угрожают те, кто верует в святость своих пророков и никчемность жизни всех остальных.

В этот день тут  в культурном центре «Пороховая бочка» — Krudttønden не было никаких выставок с карикатурами или еще с чем-нибудь столь же смертельно опасным — люди пришли спорить, решать, думать, задавать себе и другим неудобные вопросы. 

С Ларсом Вилксом находились полицейские — трое из них были ранены. Одна пуля вошла в грудь Финну Норгарду — датскому режиссеру документальных фильмов (в том числе  «Мальчик с бумерангом», «Адам Харт и Сахара» и т. д.), и он скончался на месте.

Стрелок сел в машину (припарковаться возле культурного центра негде, кстати) и уехал. Спустя несколько часов машину нашли брошенной.

Через 9 часов после расстрела культурного центра, около часа ночи, тот же человек подошел к синагоге (ее иногда называют «Большая синагога») на Хрустальной улице, в 4 км от культурного центра, и выстрелом в голову убил ее охранника Дана Узана, ранив при этом еще двух полицейских.

К моменту возвращения нападавшего домой в районе Норребро его имя уже было известно полиции — гражданина Дании звали Абдель Хамид Эль-Хуссейн — и его ждали в засаде полицейские, с которыми он вступил в перестрелку. Во время этой перестрелки его и застрелили.

При погибшем оказалось две единицы оружия. На квартире полицейские нашли автоматическую винтовку (это мог быть и «калаш»), которая использовалась во время дневного нападения.

Копенгаген — один из самых спокойных городов мира. Исторический, современный, чистый, безопасный, полный красивых людей и девушек модельной внешности на велосипедах вместо Bentley даже зимой.

Здесь мэрия слышит граждан и выделяет им места под создание культурных институций. Здесь армия не смогла и не захотела вышвырнуть хиппи, занявших земли министерства обороны в Христиании. Теперь хиппи — законные владельцы домов на этой земле. Здесь общество достаточно консервативно, но способное слышать другое мнение и помогать тем, кто попал в беду.

Про условия увольнения с работы тут рассказывают легенды по всему белу свету.

И вот по этому городу, полному пива Carlsberg, улыбок и иногда травы, идет человек среди бела дня с автоматом убивать других людей. Талантливых, умных, сомневающихся и уверенных в том, что свобода лучше, чем несвобода. Сделавших в своей жизни что-то такое же талантливое.

А что сделал Абдель Хамид Эль-Хуссейн в свои 22 года?

Глава местной разведки  Йенс Мадсен рассказал, что про него было всё известно — и что он уже попадался с оружием, и что он вышел из тюрьмы, где сидел за преступления против личности, что он участвовал в бандах района Норрбро и что он скорей всего действовал в одиночку.

А вообще-то мне вот совершенно наплевать, кто он был, этот гражданин Дании Эль-Хуссейн. Меня, как и многих русских интересует, как люди совершенно чуждой культуры, пользуясь всеми благами толерантности, становятся гражданами, скажем, Дании.

Ой, только не надо мне рассказывать, что он родился в центре Копенгагена и датчанин в третьем поколении. Вполне может быть. Я даже думаю, что кто-нибудь русский там родился однажды — прямо на ступенях Копенгагенского университета. 

Мне интересно, почему вдруг Норбро, прекрасный старый район Копенгагена в непосредственной близости от исторического центра, вдруг стал районом, куда мне друзья не советуют идти даже днем? Только потому, что там живут уже граждане Дании и еще неграждане Дании, отчего-то ненавидящие не только всех вокруг, но и сами институты, которые позволяют им жить гораздо сытней и свободней, чем в где-то там в родной пустыне.

Меня удивляет этот эффект «жука в муравейнике» — когда у этих обиженных на весь мир с рождения что-то щелкает в голове, как тумблер, и они идут с автоматом убивать безоружных очкариков. 

Зная при этом, что в стране, где они теперь живут и убивают, скомпрометирован принцип коллективной ответственности.

И я надеюсь, что Кристина Дал не отменит свой концерт на «Пороховой бочке» этим нелюдям назло.

Комментарии
Прямой эфир