Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Происшествия
Одиннадцать человек пострадали при обстреле ВСУ Шебекино в Белгородской области
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Общество
В суд поступила жалоба на продление ареста фигурантам дела о теракте в «Крокусе»
Мир
Поиски вертолета президента Ирана продолжаются в условиях темноты и дождя
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
«Манчестер Сити» четвертый раз подряд стал чемпионом Англии по футболу
Мир
Алиев предложил Ирану помощь в связи с жесткой посадкой вертолета Раиси
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
В Евросоюзе заявили о наблюдении за ЧП с вертолетом президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Премьер Ирака распорядился оказать помощь в поисках вертолета Раиси

«Черная касса» регионов

Философ Александр Секацкий — о том, как улучшить положение субъектов РФ
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В советские времена существовала и даже была довольно популярна игра в «черную кассу». Суть ее проста: участники какого-нибудь трудового коллектива в день получения зарплаты отчисляли некоторую сумму в «черную кассу», после чего этот приз разыгрывался и доставался кому-то одному. Далее победитель перемещался в конец очереди, и у следующего бонуса был уже новый обладатель. Система имела явные и скрытые преимущества: одноразовая крупная сумма помогала осуществить стратегический проект, который никак не решался путем постепенного накопления — это понятно, но помимо этого «черная касса» укрепляла сплоченность коллектива: стоило держаться вместе хотя бы в ожидании своей очереди.

Теперь я думаю, что этот нехитрый прием мог бы оказаться чрезвычайно полезным для субъектов Российской Федерации. Представим себе, что все субъекты (а их 83) ежегодно откладывают в черную кассу 1–2% своего бюджета и каждый год эти деньги в виде единовременной суммы достаются кому-то одному. Дополнительное финансирование можно потратить на какой-нибудь крупный проект — какой именно, определят сами жители региона. Сейчас региональные бюджеты напоминают тонкий-тонкий слой масла, равномерно размазанный по всей поверхности хлеба насущного, при таком финансировании денег на что-нибудь действительно оригинальное, экстраординарное, способное быть предметом гордости, не найти. Отсюда печальное сиротство подавляющего большинства регионов по сравнению с Москвой и еще парочкой мегаполисов. Дело даже не в уровне жизни, а в общей безрадостной серости индустриального и культурного пейзажа, угнетающе действующей на самосознание жителей.

И вот жители Астраханской губернии (допустим) выбрали крупный современный аэропорт международного класса. Аэропорт такого размаха и амбиций, может быть, пока не нужен, но он будет дан на вырост и все преимущества рано или поздно подтянутся к нему. А следующие счастливчики пожелают иметь у себя роскошный цирк с цирковым училищем: глядишь, их выбор вскоре и вправду станет предметом гордости. Университет, имеющий возможность пригласить лучших специалистов, собственная киностудия, современный спортивный комплекс — да мало ли что может приглянуться той или иной губернии! В конце концов вложения в инфраструктуру, в те же дороги и транспортные развязки — подойдет любая точка, пригодная для кристаллизации будущего.

Существует еще, конечно, возможность просто проесть предоставленный шанс, но мне такой вариант отнюдь не кажется самым вероятным.

Итак, попробуем рассмотреть некоторые следствия введения в действия «черной кассы» регионов (название проекта можно подобрать более благозвучное, скажем, назвать его «региональный шанс»). Мне видится тут реальная возможность для борьбы с провинциальностью в худшем смысле слова: появляется шанс если и не обрести новое рукотворное чудо света, то уж точно отметиться лица необщим выраженьем. Речь идет об увеличении «цветущей сложности», которая является подлинным содержанием федерализма — и это особенно важно, поскольку Россия не извлекает и десятой доли тех преимуществ федеративного устройства,  которые так ярко ощутимы, например, в Германии. Перераспределение бюджетов без прямого участия центра означает появление нового типа связей, сплачивающих страну, и одновременный рост состязательности  субъектов федерации, всегда предполагающий повышение интереса друг к другу. А стало быть, привычка «жить, по собою не чуя страны», говоря словами Мандельштама, давно ставшая некой неизбежностью российской действительности, может быть наконец оставлена, по крайней мере, это шаг в нужном направлении. Причем если прямые губернаторские выборы содержат в себе некий потенциальный риск сепаратизма (особенно если под собою не чуять страны), то участие в совместной «черной кассе», напротив, минимизирует такой риск. А если регионы-участники (понятно, что речь идет о добровольном участии) пожелают принять в свой проект братскую Белоруссию и, например, некоторые области Украины, в порядке реализации воли именно народов, а не политиков, ощущение страны станет еще более отчетливым... Но это уж как пойдет.

Теоретически можно себе представить жестко фиксированную очередность получения «гранта», но более перспективен, конечно, вариант лотереи в качестве процедуры ежегодного определения победителя; розыгрыш сам по себе можно сделать ярким и притягательным зрелищем. Ну а затем объявляется «Год Мордовии», Брянщины или Калмыкии в России, и федеральный центр может оказать собственную поддержку победителю...

Комментарии
Прямой эфир