Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Мир
В США усомнились в эффективности нового пакета помощи Украине
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

Литература в футляре образовательного стандарта

Экономист Владимир Назаров — о том, нужны ли обязательные списки авторов для школьного чтения
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В последнее время разгорелись нешуточные страсти вокруг образовательного стандарта по литературе. Из перечня базовых авторов исчезли А. Куприн, Н. Лесков, А. Толстой, зато появились В. Пелевин и Л. Улицкая. Большинство школьных учителей и многие родители недовольны этими изменениями. Однако, на мой взгляд, плох не сам стандарт по литературе, а его наличие.

Смысл изучения литературы состоит не в том, чтобы прочитать какой-то набор книг. Даже если читать всю жизнь, все равно не прочтешь всего, что потенциально заслуживает внимания. Смысл изучения литературы в другом: пробудить в человеке интерес к чтению, к изучению своей истории и культуры. Человек должен научиться сопереживать давно ушедшим эпохам и героям, иногда даже вымышленным. Когда он научится сопоставлять свою жизнь с дыханием Вселенной, отображенным в мировой литературе, тогда он постигнет и красоту, и человечность.

Об этом великолепно написал А. Чехов в рассказе «Студент». Кстати, этот рассказ исключили из общеобязательной программы. Наверное, чтобы не перегружать школьников. Это целых 1124 слова (в 1,5 раза больше, чем в моей колонке). Очевидно, что школьники этого не выдержат. Да и чиновники, составлявшие стандарт, видимо, прочли только самое начало рассказа. А там такие крамольные мысли: «И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета». Сразу видно — не верил Антон Павлович в инновации и модернизацию, зачем же этот мелкий «проходной» рассказ в стандарт включать? Студент встречает двух женщин и рассказывает им про апостола Петра, который 19 веков назад, так же, как они, грелся у костра. Он говорит им об отречении Петра от Иисуса, и одна из женщин заплакала, «потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». По сути, в рассказе описан идеальный урок литературы (Евангелие — это ведь в том числе и литературный памятник), когда небольшой рассказ у костра заставляет людей мыслить и переживать, становиться лучше и сильнее.

Изучение литературы — это, по сути, изучение жизни, поэтому оно не может быть стандартизировано. Оно либо будет свободным и индивидуальным, либо его не будет вообще. Зачем из-под палки заставлять читать «Войну и мир»? Чтобы после этого слышать перлы вроде «Наполеон вроде как не за нас воевал»? Зачем нужны глупые вопросы ЕГЭ: «Как звали лошадь Вронского?». Очевидно, что это не имеет никого отношения к литературе. В этом нет жизни — только мертвечина образования в футляре. Мне абсолютно всё равно, будет ли мой сын читать «Войну и мир», «Улисса», «Игру в бисер» или «Махабхарату», или предпочтет размышлять над японскими хокку и «Невыразимой печалью» Мандельштама, или просто получит удовольствие от чтения «Гарри Поттера». Главное, чтобы хоть что-то из литературы его зацепило, заставило думать, сопоставлять эпохи и людей. Поэтому ученики и учителя должны быть максимально свободны в выборе литературы для чтения и обсуждения. Ведь главное — это не прочесть, а понять и прочувствовать. Меня гораздо больше огорчит тот факт, что ребенок никогда не обсуждает со мной литературные произведения, нежели то, что он не прочел какие-то книги из придуманного кем-то перечня.

Вообще стандарты обучения кажутся мне вещью крайне спорной. Стандартизировать можно какие-то навыки. И здесь необходимо ориентироваться в основном на международные стандарты типа GMAT и TOEFL. Не потому что они могут чему-то научить, а потому что они востребованы в глобальном мире. Всё остальное должно быть предельно индивидуально. И начать эту индивидуализацию обучения лучше всего с литературы.

Если учитель литературы любит какое-то произведение и понимает, как заинтересовать им учеников, пусть включает его в программу. Неплохо было бы предварительно обсудить этот список с родителями, а не с Министерством образования или директором школы. Если родители не в восторге от преподавания Набокова — это их выбор и их ответственность. Учителю несовершеннолетних детей следует принять этот выбор.

Литература, искусство и спорт могут стать пилотными предметами, но не для насаждения «стандартизированного» рабства, а для развития рыночной свободы. Именно на эти предметы целесообразно в первую очередь распространить систему образовательных сертификатов, чтобы люди могли самостоятельно реализовывать свои потребности в знаниях не только в школе, но и у частных преподавателей, в кружках, секциях. Если родители хотят обучить ребенка дорогим видам спорта, оплачивать уроки литературы у известных поэтов и писателей, они могут в дополнении к средствам сертификата использовать собственные ресурсы.

Затем сертификаты можно распространить на все школьные предметы по выбору, на программы переобучения для взрослых (особенно пожилых и инвалидов). Так постепенно, шаг за шагом расширять возможности потребителя выбирать поставщика образовательных услуг и увеличивать дробность этого выбора.

Именно с литературы логично начать превращение системы образования из тюрьмы в образовательную сеть, охватывающую все общество и позволяющую всем желающим учить и учиться в свободном от чиновничьего произвола мире. 

 Автор — заведующий лабораторией Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара

Комментарии
Прямой эфир