Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Происшествия
Гладков сообщил о пожаре в храме в Белгородской области из-за падения дрона ВСУ
Мир
СМИ сообщили об ужесточении требования к ввозу домашних животных из России в ЕС
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Происшествия
В Краснодаре нетрезвый водитель протаранил восемь припаркованных автомобилей
Общество
В Петербурге ликвидировали открытое горение в цехе с полиэтиленом
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Общество
Синоптики пообещали москвичам ясную и теплую погоду без осадков 19 мая

Пенсионная реформа — спорное и очевидное

Экономист Владимир Назаров — о том, что делать с досрочными пенсиями
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Проект «Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года», разработанный Минтруда России, подвергся самой разносторонней критике как за те положения, которые в нем есть, так и за то, что многие важнейшие вопросы практически не затронуты. Например, большинству экспертов очевидно, что до 2030-го года пенсионный возраст будет поднят даже вне зависимости от политической воли или предвыборных обещаний: просто жизнь заставит. В проекте стратегии об этом ни слова — только намек на то, что всё как-нибудь обойдется. Зато там есть революционное предложение о трансформации обязательной накопительной системы в систему добровольного пенсионного страхования.

Насколько обоснована критика проекта стратегии — отдельный вопрос. Гораздо важнее другое. В пылу дискуссии есть риск вместе со спорными моментами отказаться и от того хорошего, что есть в проекте. Помимо сильно политизированных и неразрешимых в рамках нынешней политической ситуации вопросов есть и другие проблемы, которые необходимо решать прямо сейчас, понятно, как это делать, и у правительства есть политическая воля для проведения этих преобразований.

Речь идет о плане реформирования досрочных пенсий. По этому вопросу уже достигнут широкий консенсус между различными ведомствами и экспертным сообществом. Конечно, «дьявол в деталях» и многие из них подлежат шлифовке в обсуждениях с работодателями и профсоюзами. Но в целом предложенный вариант выглядит вполне жизнеспособным. Проблема досрочных пенсий, унаследованная от бывшего СССР, давно перезрела. Страны бывшего соцлагеря Восточной Европы, имевшие похожую систему досрочных пенсий, приняли решения о переводе их в профессиональные пенсионные системы. С этого начинались все пенсионные реформы в большинстве стран постсоветского пространства. Россия пошла иным путем. Мы провели слишком амбициозную для страны с низким уровнем развития финансового рынка и финансовой грамотности населения структурную реформу по введению накопительной компоненты и забыли о «сущей мелочи» — сбалансировать распределительную пенсионную систему. Теперь эта «мелочь» превратилась в большую проблему. И речь идет даже не столько о дефиците бюджета Пенсионного фонда, сколько о системных диспропорциях, когда:

1) более 30% граждан выходят на пенсию досрочно. Не очень понятно, насколько их рабочие места существенно вреднее для здоровья, чем те, на которых трудятся другие 70% граждан, не имеющих права на досрочную пенсию (оно определяется не условиями труда на конкретном рабочем месте, а принадлежностью к различным спискам профессий);

2) ответственность за неблагоприятные условия труда ложится на все общество, а не на конкретного работодателя. В настоящее время у работодателя есть мощный стимул, чтобы его рабочие места считались вредными: работник в раннем возрасте получит пенсию и можно не повышать ему заработную плату. Стимулы же к модернизации рабочих мест и заботе о состоянии здоровья сотрудников отсутствуют;

3) оплата досрочных пенсий за счет общего страхового тарифа снижает уровень пенсионного обеспечения остальных пенсионеров.

Столь большое число «досрочников» снижает эффективность повышения общеустановленного пенсионного возраста и затрудняет создание сильных стимулов по добровольному более позднему выходу на пенсию.

В проекте Минтруда предлагается комплексный подход к решению данной проблемы.

В сфере тарифной политики — ввести дополнительный тариф страховых взносов в размере 2–4% (в зависимости от условий труда) на 2013 год с последующим ростом до 6–9% к 2015 году. Постепенное, заранее объявленное повышение тарифа в отношении рабочих мест с неблагоприятными условиями труда позволит бизнесу адаптироваться к указанной мере, начав модернизацию производства с целью улучшения условий труда. Может быть, Минтруда России предлагает слишком быстрый темп роста тарифа, но в целом предлагаемый подход не вызывает сомнений.

В отношении прав работников, занятых на вредных и опасных производствах, предусматривается следующее:

— лица, уже имеющие трудовой стаж, достаточный для досрочного выхода на пенсию, сохраняют свое право;

— лица, которые еще не выработали достаточный стаж, приобретут данное право, если доработают до необходимого стажа, а работодатель будет всё это время уплачивать за них дополнительный тариф. Их положение тоже не ухудшается, так как и в настоящее время человек проработавший, например, три года на подземных работах, а потом всю жизнь занимавшийся частным бизнесом, не имеет права на досрочную пенсию.

Безусловный плюс рассматриваемого проекта — возможность работника и работодателя договориться о том, что вместо уплаты повышенных взносов работодатель может направить эти средства на добровольное пенсионное и медицинское страхование или просто повысить работнику заработную плату. Вместо нынешнего унифицированного поощрения вредных производств предлагается дифференцированная система компенсаций различных условий труда, настроенная на конкретного работника.

Этот вывод справедлив и для тех граждан, кто пока не имеет стажа работы на местах с неблагоприятными условиями труда. Им предлагается страхование риска утраты профессиональной трудоспособности в связи с длительной занятостью в неблагоприятных условиях. Чем дольше человек работает в таких условиях, тем выше становится стоимость страховки. Такой подход обладает следующими преимуществами:

— тариф четко увязывается с профессиональным риском;

— выплата производится не по выработке определенного стажа, а при утрате возможности заработка на определенном месте;

— в сочетании с развитой системой переобучения такой подход будет стимулировать работника вовремя (до причинения сильного вреда здоровью) покидать рабочее место с неблагоприятными условиями труда, даст ему надежный источник дохода на момент переобучения и поиска новой работы.

Несмотря на комплексность подхода к проблеме досрочных пенсий, ряд проблем обойден стороной: ничего не сказано про работников Крайнего  Севера, военнослужащих и работников силовых структур. В отношении последних вполне может быть осуществлен переход от досрочного пенсионирования к страхованию риска утраты профессиональной трудоспособности с целью покрыть их расходы на переобучение и поиск новой работы.

Несмотря на указанные пробелы предложенный в проекте стратегии подход позволит сдвинуть проблему с мертвой точки, заменить громоздкую и глухую к потребностям конкретных работников систему досрочного пенсионирования гибкой современной системой социального страхования профессиональных рисков. Даже если это будет единственное, что удастся реализовать в ближайшие несколько лет, в текущих экономико-политических условиях это совсем не мало. Лучше сделать один шаг в правильном направлении, чем два шага в пропасть.

 Автор — заведующий лабораторией Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара

Комментарии
Прямой эфир