Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Приморье пожар охватил 6 тыс. кв. м кооператива
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Политика
Песков рассказал о подготовке визита Путина в КНДР
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Мир
WP указала на устойчивость российской экономики вопреки ожиданиям Запада
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Общество
В МЧС сообщили об обрушении крыши загоревшегося в Петербурге цеха
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

Прощание с общеевропейским домом

Политолог Александр Рар — о том, чем опасно ухудшение российско-германских отношений
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Долгие годы Германия и Россия считались наиболее дружественными странами в Европе. Сегодня это уже не так. Элиты двух стран могут серьезно поссориться. В немецком обществе растет недовольство политикой России. СМИ возмущены «преследованием» оппозиции, в ряды которой приписали теперь Pussy Riot. Целый ряд видных политиков и интеллектуалов обратились к Ангеле Меркель с просьбой способствовать освобождению участниц скандально известной панк-группы. А спецпредставитель канцлера по России Андреас Шоккенхофф призвал закрыть «Петербургский диалог», если он не будет способствовать улучшению ситуации с правами человека в России.

Справедливости ради надо сказать, что споров между Москвой и Берлином всегда было достаточно — по Беслану (2004), убийству Анны Политковской (2006), присуждению ордена «Квадриги» Путину (2011)... Но сегодня список предъявленных российской стороне претензий слишком обширен. Немцы будут ставить вопрос ребром: когда Россия опять вернется на путь демократии?

Немецкая делегация поедет на «Петербургский диалог», чтобы «пободаться». Российская сторона, естественно, может дать сдачи. Ведь россиянам всегда казалось, что критика со стороны Запада связана со слишком примитивном понимании российской действительности, с политикой «двойных стандартов» или с неким «заказом». К тому же конкретные проекты с немецкой стороной задействованы, экономические и научные связи развиваются успешно как никогда, зачем тогда обращать внимание на выступления оголтелых критиков? 

Но лучше обоим сторонам подумать о самом корне конфликта. Что Германия и Россия не поделили? Чем они сегодня друг другу угрожают? Есть ли в споре элемент геополитики? В чем разница менталитета гражданского общества в России и в Германии? И самое главное: как спасти идею общеевропейского дома?

Путин, судя по всему, изначально думал, что созданием «Петербургского диалога» он сможет сблизить Россию с ему духовно близкой Германией и этим самым продвинуть Россию в глубь Европы. Однако каждая сторона вкладывала разные понятие в сущность этого образования. Россия была заинтересована в конкретных проектах и в диалоге по европейской безопасности с Германией. Немцы, однако, не хотят вести подобный диалог за спиной США. Берлин воспринимал диалог с самого начала как форум для общения устоявшегося гражданского общества Германии и зарождающегося российского. В Германии гражданское общество традиционно понимают как «критическое» по отношению к властям. Поэтому немцы всегда приветствовали участие такой организации, как «Мемориал», в работе диалога. Российская сторона, кстати, привлекала к участию в диалоге представителей оппозиции. Если искать конкретику в немецком подходе, то он сводился к желанию помочь России создать условия для функционирования свободного гражданского общества и соответствующего либерального законодательства.

К сожалению, «Петербургский диалог» во многом превратился в площадку глухонемых. Не помешало бы его работе резкое омоложение его руководящего состава — как с российской, так и с немецкой стороны. Молодое поколение любит смотреть вперед, а не копаться в грязном белье прошлых стереотипов. Обе стороны должны честно искать путь из нынешнего тупика. Это отнюдь не означает, что российское общество должно подстраиваться под немецкое. Это невозможно. Но поучиться у Германии, которая тоже длительное время выходила из тоталитарного прошлого, Россия может.

От Германии зависит отношение России с Европой в целом. Германия более склона к безвизовому пространству с Россией, чем другие европейские страны. Немецкий бизнес — самый крупный из всех европейских в России. С Германией надо тесно дружить, причем не только на коммерческой почве. Ведь ни для кого не секрет, что после того, как Германия вытащит Евросоюз из нынешнего экономического кризиса, она будет играть еще более значимую роль в построении Европы. Но мудрые политики в Германии понимают: будущую Европу без России не построить. Они также понимают: без российских энергоресурсов нечем топить общеевропейский дом.  

Комментарии
Прямой эфир