Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Петербурге загорелось здание цеха на площади 400 кв. м
Общество
Путин потребовал незамедлительно проводить работу по оценке ущерба от паводка
Спорт
В «Динамо» заявили о продлении контракта с тренером Марцелом Личкой
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Мир
WP указала на устойчивость российской экономики вопреки ожиданиям Запада
Общество
В Скадовске Херсонской области число пострадавших от обстрела ВСУ выросло до 15
Общество
Партию самокатов изъяли с улиц Петербурга за нарушение правил парковки
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Мир
СМИ сообщили о временном закрытии дворца фестивалей в Каннах из-за угрозы взрыва
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Политика
Лавров указал на открытость РФ к диалогу по безопасности с Западом на равных
Общество
Актриса Наталия Кудрявцева умерла на 92-м году жизни
Происшествия
В Хабаровском крае обезьяна сбежала от хозяев и покусала местных жителей
Армия
Герой России Жарский назвал свои награды заслугой всего подразделения
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Белорусские пограничники нашли на границе с Польшей избитых мигрантов

Государству — налоги, Церкви — десятину

Налоговый консультант Кирилл Никитин — о том, к чему приводит отсутствие «ценностного предложения»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ключевая проблема РПЦ в современном российском обществе заключается отнюдь не в недальновидном пиаре или же целенаправленных атаках таинственных сил то ли на ее главу, то ли на организацию в целом — в чем убеждены как ее противники, так и сторонники. 

Суть вопроса — в отсутствии четко сформулированного ценностного предложения, которое представлялось бы убедительным отнюдь не только ее адептам, количество которых, к слову, все же отличается от 70% причисляющих себя к «православным» участников различных не всегда четко методологически выверенных соцопросов.

Необходимость такого предложения связана с тем, что в конституционно отделенном от церкви государстве РПЦ живет на деньги налогоплательщиков вне зависимости от их мировоззрения. И до тех пор, пока Церковь не перейдет на формирование 100% своего бюджета из доходов от использования собственного (а не переданного государством на спорных правовых и нравственных основаниях) имущества; на пожертвования (причем не от госкомпаний, уменьшающих на их сумму причитающиеся государству дивиденды), включая десятину, и на уплачиваемый верующими в добровольном порядке церковный налог; пока Церковь не начнет приобретать на открытом рынке земельные участки под храмы и платить по рыночной стоимости за их подключение к коммуникациям; пока не станет компенсировать государству стоимость госохраны своих руководителей… — до тех пор готовность всё в большей степени осознающих себя налогоплательщиками российских граждан содержать организацию, пропагандирующую мировоззрение, которое они не разделяют или не в полной мере разделяют, будет во все возрастающей степени зависеть от наличия у такой организации важной социальной функции. Более того, такая функция не окажется лишней и при отказе от государственного финансирования.

Функция эта — вовсе не абстрактное поддержание моральных ценностей, а социальное призрение — давно известна и так же давно предложена обществу католическими и протестантскими церквями по всему миру. Они содержат хосписы для безнадежно больных и приюты для сирот, больницы и ночлежки, занимаются социальной реабилитацией  наркоманов, алкоголиков и бомжей, адаптацией ветеранов и жертв преступлений против личности.

Выполняя подобную функцию, создавая дополнительные уровни safety nets и одновременно снимая избыточную социальную нагрузку с государства, перекладывая ее на плечи тех, кто хочет и может нести эту нагрузку, церковь убедительно обосновывает свое существование в обществе и доказывает свою полезность. Реальная деятельность по обеспечению социального призрения говорит куда больше, чем благочестивые слова с амвона и экрана телевизора — не говоря уже о том, что и слова эти на фоне таких дел приобретают иной смысл и вес.

Но проблема в том, что РПЦ, похоже, вполне устраивает сложившееся распределение обязанностей, при котором социальное призрение полностью (в достаточном ли, или избыточном ли объеме — вопрос второй) осуществляется государством, то есть налогоплательщиками. И они же несут, в существенной доле, еще и «общехозяйственные» расходы по содержанию церковной инфраструктуры и штата, независимо от своего мировоззрения и отношения к православной религии и конкретной представляющей ее организации. 

Естественно, что на этом фоне на передний план выходят и получают гипертрофированное освещение вопросы, в принципе того не заслуживающие. От, мягко говоря, экстравагантных идей г-на Чаплина, оскорбительных (для того, кто хочет обидеться) заявлений иерархов о том, что все неверующие, видите ли, больны, и не менее провокационного выступления Pussy Riot — и до откровенно дискредитирующих не только РПЦ, но и встающую на ее защиту государственную судебную систему историй с «нанопылью» и «безвозмездной раздачей в храме Христа Спасителя предметов религиозного назначения в обмен на рекомендованный размер пожертвований». 

Православная церковь существовала века и просуществует еще долгие годы. Какое место займет она и представляющая ее сейчас РПЦ в российском обществе третьего тысячелетия — зависит от того, что она предложит этому обществу. Нынешнее ценностное предложение, к сожалению, неустойчиво, рассчитано на годы, а не века. И зависит от многих для такой институции весьма сиюминутных факторов.    

Комментарии
Прямой эфир