Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Вильфанд сообщил об осадках в Москве и области в ближайшие дни
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Спорт
ЦСКА и «Спартак» сыграли безголевую ничью в перенесенном туре РПЛ
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
Пожар вспыхнул на 107-метровом судне в Дарданеллах
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Мир
В Кремле допустили расширение буферной зоны для безопасности России

Рецепт социального самоочищения

Политолог Борис Межуев — о том, для чего России нужно мощное социал-демократическое движение
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Один известный оппозиционный политик призвал одну популярную телеведущую чуть-чуть отдалиться от участия в политических акциях так называемого протестного движения, поскольку, по его мнению, человек, в квартире которого разложен по конвертикам €1 млн, не может вызвать понимание у разгневанных россиян за пределами Первопрестольной. Тех, для кого и €1 тыс. — запредельная сумма.

Получилось не очень красиво. Ограбленной (на настоящий момент) и оскорбленной правоохранительными органами девушке лидеры московского протеста фактически указали на дверь. Мол, для поездок в регионы ты еще можешь быть полезна, но вот в оргструктуры лучше не ломись. На это телеведущая ответила, что она и не претендует ни на какие генеральские регалии.

Еще раз подчеркну, получилось некрасиво. И тем не менее этим скандалом задан серьезный вопрос. Представляет ли собой оппозиционное движение восстание богатых, преуспевающих, креативных и самостоятельных против впавшей в государственной патернализм и социальный популизм власти? Или оно выражает народный бунт бедных, отверженных, брошенных на произвол судьбы против сытых и хорошо устроившихся в жизни?

Протестное движение уже не может игнорировать эту альтернативу. На всех протестных мероприятиях красных флагов становится примерно вдвое больше, чем всех остальных, и лидеры оппозиции прекрасно понимают, что их дело победит только случае, если к «разгневанным» белоленточным москвичам присоединятся отчаявшиеся жители нищающих русских регионов. А их, как можно догадаться, страданиями московской богемы не разжалобишь. Итак, стоит ли городскому протесту сворачивать влево или же ему следует продолжать топтаться на месте?

Нежелание определяться в этом вопросе уже создает немного комический диссонанс. Утром 12 июня я прослушал в ЦДХ выступление  известного московского философа, который говорил, что наша власть и наш народ больны сталинизмом, а сталинизм — это стремление к справедливости, которая понимается как равенство. Позднее на площади Сахарова из уст оратора, зачитывавшего так называемый Манифест свободной России, я узнал, что самая страшная проблема нашего общества — это разрыв между богатыми и бедными.

Несомненно, власть своими грубыми действиями подталкивает оппозиционеров к невыгодному для них самоопределению по линии «левый–правый», но тем не менее подобное самоопределение объективно необходимо. Оппозиционерам — иногда через силу — приходится «краснеть».

Начнем с того, что решительно всякий капитализм является обществом предельно несправедливым, если не сказать аморальным. Обществом, аморализм которого обусловлен системными, а не чисто ситуативными факторами. Это общество может успешно развиваться только в том случае, если в нем будут существовать достаточно богатые люди с излишком капитала для инвестирования и достаточно бедные люди, чтобы работать на тех работах, на которых никто, обладай он излишком денег, никогда бы не работал.

Если при капитализме все постепенно приближаются к равному материальному достатку, то в этом обществе немедленно начинают возникать экономические проблемы. Люди начинают хуже работать, деньги перестают цениться, и вложения средств перестают приносить доход. Усиливается инфляция, вслед за чем может затормозиться экономический рост. И всё это от того, что люди стали жить слишком хорошо и бедные стали мало отличимы от богатых.

Понятно, что капиталистическое общество просто обязано вызывать этический протест у мыслящих и совестливых людей. Интеллектуалу трудно не быть левым, но ему также трудно принять ту грустную истину, что альтернативы капитализма на сегодняшний момент могут быть только хуже этого отвратительного и аморального строя.

Москвичи среднего достатка ежедневно видят рядом со своими домами одетых в оранжевые робы мусорщиков, как правило, выходцев из Средней Азии. Много ли русских, особенно коренных москвичей, пойдет сегодня в мусорщики? Весь вопрос в том, каким иным — некапиталистическим — образом можно обеспечить принуждение людей к непрестижному труду, к труду, которым по своей доброй воле человек никогда не стал бы заниматься. 

История пока знает, увы, лишь три способа. Первый — лишить значительное число людей иных источников существования. И это и есть по большому счету рецепт свободного рынка. Второй — уравнять все виды работ по зарплате, потребовать обязательной занятости, искусственно принизить  привлекательность креативных профессий. Это путь государственного социализма времен его загнивания. Третий — прямое внеэкономическое принуждение в духе крепостничества или рабовладения.

Поскольку оба последних варианта едва ли приемлемы, остается нам пока жить лишь с первым, тоже отвратительным. И каков же выход для больной совести, протестующей против благополучия немногих за счет нужды и ничтожества большинства? Выход капитализм предоставляет только один — это шанс для обездоленных сплотиться и вступить в политический торг с меньшинством, чтобы в процессе этого торга отвоевать хотя бы какие-то конкретные экономические преимущества и права. Это и есть путь европейской социал-демократии, и, думаю, только он смог превратить капиталистический ад в некое подобие рая всеобщего благосостояния.

А вот в России в постсоветское время социал-демократия так и не появилась, а левые никогда за все эти 20 лет не получали возможность, защищая интересы обездоленных, вступить в политический торг с богатыми и сформулировать свою собственную реформаторскую альтернативу.

Мы до сих пор живем в мире, в котором левое воспринимается как символ какого-то отстоя. У нас до сих пор в моде социал-дарвинизм. То обстоятельство, что креативный пиар-менеджер получает много больше, чем работник хлебозавода, нам кажется совершенно нормальным, притом что последний выполняет работу, для всех необходимую, а первый — не то что не обязательную, а часто даже вредную. И если протестному движению удастся изменить подобное отношение к левому и показать, что социал-демократия необходима отнюдь не для создания фантастического социалистического рая, но для приведения в приличный вид реального капиталистического ада, то оно выполнит свою историческую задачу.

Когда-то Ларошфуко сказал, что лицемерие — это та цена, которую порок платит добродетели. Социал-демократия — это цена, которую капитализм платит воспаленной и разбуженной совести. И потому капитализм способен очиститься, только пройдя через горнило социал-демократического самоочищения. Пройдя сквозь это горнило, мы отнюдь не превратимся в ангелов, но хотя бы утратим облик свиней.

Комментарии
Прямой эфир