Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Собянин сообщил о начале работы сезонных ярмарок выходного дня
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Общество
Шойгу указал на ведущие на Украину следы террористического акта в «Крокусе»
Мир
Совбез Белоруссии заявил о максимальной концентрации войск у границ страны
Общество
Уровень воды в реке Ишим в тюменском селе Абатское за сутки поднялся до 1175 см
Политика
Американист заявил, что Трамп и Байден идут «нос к носу» в предвыборной гонке
Мир
Компания из США ищет операторов с опытом боевых действий для работы в РФ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Мир
AP узнало об отказе ВСУ от использования Abrams из-за российских дронов
Общество
Обвиняемых в подготовке терактов под Волгоградом подростков арестовали
Мир
В ФТС заявили о саботаже прохождения грузов со стороны стран Балтии и Финляндии
Мир
ЦАХАЛ нанесла удары по инфраструктуре и другим целям «Хезболлы» в Ливане
Мир
Во Франции рассказали о вербовке иностранцев в посольствах Украины
Экономика
Россияне стали покупать больше ювелирных украшений

«В районе 35 рублей за доллар девальвация остановится»

Глава Института экономики РАН Руслан Гринберг считает, что повторения кризисов 14-летней или трехлетней давности ждать не стоит
0
«В районе 35 рублей за доллар девальвация остановится»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Центральному банку следовало раньше проводить более мягкую девальвацию, считает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. В интервью «Известиям» он отметил, что регулятор зафиксирует доллар на отметке в районе 35 рублей, а если американская валюта достигнет отметки в 40 рублей, это будет означать полный экономический провал нынешнего правительства.

— Давайте поговорим о рубле.

— Рубль был, есть и будет.

— Но сегодня доллар перескочил отметку в 33 рубля и собирается перейти через уровень в 34 рубля. За месяц наша валюта упала на 15%, хотя на дворе еще не август и не сентябрь.

— Ну ускорение сейчас: помните, была такая политика ускорения... (лозунги о модернизации экономики и политической системы в начале 1980-х заявлял еще Юрий Андропов. — «Известия») Что я могу сказать, это результат трех процессов, неприятных для стабильности рубля. Снижение цены на нефть (в пятницу стоимость барреля опустилась ниже $100. — «Известия»), вывоз капитала — есть неопределенность по поводу экономической политики, и конечно же ситуация в Европе и Греции. Важно только понять, является ли это началом новых трендов или это отклонение от прежних. Я оптимистически смотрю на ситуацию и считаю, что Центробанк в состоянии успокоить спекулятивные атаки на рубль, и он это сделает.

Но он хочет немного девальвировать, в принципе для него это было бы правильно. Другое дело, что нужно было раньше этим заниматься. То есть девальвировать рубль постепенно, по мере темпов инфляции, а не допускать резкого увеличения его курса при инфляции, которая превышает инфляцию в других странах. Короче говоря, будущее никто не знает, но мои опыт и интуиция подсказывают, что никаких радикальных падений, как это было в 1998-м или 2008–2009 годах, не будет. В районе 35 рублей за доллар девальвация остановится.

— Вы считаете, что ЦБ сейчас специально отстраняется и лукавит, называя текущее удорожание несущественной волатильностью. Зачем?

— Для того чтобы потом много не девальвировать. Сейчас легче успокоить. Здесь много разных обстоятельств. Скоро (с 1 июля. — «Известия») будет повышение тарифов, рост стоимости услуг естественных монополий, что должно инфляцию взбодрить с не очень понятными последствиями.

— Так и до 40 рублей за доллар недалеко.

— Не думаю. Сорок — это уже серьезный сигнал, все равно что расписаться в катастрофе экономической политики, которая проводится. Считаю, что сейчас это невозможно, разве только если будут падать цены на нефть или все вдруг перестанут верить в рубль и начнут менять на доллары, но тогда это уже непредсказуемая история. Сейчас речь идет об ограниченной панике, и она будет ограничена интервенциями Центробанка.

— Итак, 35, придется смириться.

— Рядом со мной — великий экономист Николай Петрович Шмелев (директор Института Европы РАН. — «Известия»). Сейчас у него спрошу. Какой курс рубля будет в этом году?.. Тридцать пять?.. У меня здесь ребята опытные валютчики, вернее сказать, валютологи, потому что валютчики в тюрьме сидели. Мудрость написана на них. Но они, конечно, и ста рублей не поставили бы на свой прогноз... А, лучше говорят, 38 — или 40 градусов.
Если серьезно, то я думаю, что уровень в 35 рублей за доллар сохранится до конца года: сейчас ЦБ хочет плавно спустить на внешней конъюнктуре и надолго зафиксировать. Опять же есть риск падения барреля, но я в это не верю: нефть будет стоить около $100.

— В пятницу как раз баррель опустился ниже $100.

— Да поднимется скоро нефть, просто сейчас рецессия и неопределенность с Грецией, а потом начнется ускорение мировой экономики и снова будет $105–$110–$120. Это мой прогноз.

— Но российский бюджет в теории, озвученной Минфином, балансируется при $117 за баррель. Хотя в I квартале он при $120 за баррель оказался убыточным.

— Ну ничего страшного, будет дефицит бюджета 3% в год.

— А при таком дефиците надолго ли хватит российских «кубышек» — Резервного фонда и Фонда национального благосостояния? Сейчас они немного крупнее выручки «Газпрома», то есть это 3–4 трлн рублей.

— Зависит от тех же цен на нефть. Если мы, скажем, к 2020 году по-прежнему не будем чесаться с индустриальным ландшафтом, делать его более-менее диверсифицированным, то тогда всегда можно ожидать опасности. В случае краха нужно будет вводить другую экономику.

Комментарии
Прямой эфир