Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Вильфанд сообщил об осадках в Москве и области в ближайшие дни
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Спорт
ЦСКА и «Спартак» сыграли безголевую ничью в перенесенном туре РПЛ
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
Пожар вспыхнул на 107-метровом судне в Дарданеллах
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Мир
В Кремле допустили расширение буферной зоны для безопасности России

В Москве появился Canal Grande

Музей архитектуры представил старинные фотографии Венеции
0
В Москве появился Canal Grande
Андерсон. Вид на Музей Коррер через аркаду Дворца Манделли. Фотография. Конец XIX — начало XX века. Фото: из фондов Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Кому Бродвей, кому Тверская, кому Елисейские Поля, а кому Невский. Но вряд ли что сравнится с ролью Canal Grande (по русски — Большой канал) в жизни Венеции. Главная улица города обстроена палаццо — и в то же время вся она на воде. Потому и сравнивают города мира, такие как Петербург, с Венецией.

Хотя русские, надо сказать, Венецию любили не массово, а если и влюблялись, то не сразу. Да, на местном кладбище покоятся три главных интернационалиста русской культуры — Дягилев, Стравинский и Бродский. Но Чайковского, например, город очаровал лишь с пятого приезда. А в начале ХХ века Венеция стала предметом историко-религиозных споров в русской прессе. Когда землетрясение в 1902-м разрушило башню на Сан-Марко, в «Церковных ведомостях» протоирей Кл. Фоменко сравнил башню с Вавилонской и заявил, что она упала из-за гордыни «католиков вообще и венецианцев в частности». За венецианцев вообще и башню в частности вступился гениальный эссеист Василий Розанов, предложивший организовать «всемирную подписку» на ее реконструкцию. 

Фотографии башни, восстановленной в 1912 году, есть среди сотни экспонатов выставки «Canal Grande. Главная улица Венеции в итальянских фотографиях конца XIX — начала XX века». Она открыта в Аптекарском приказе Московского музея архитектуры имени Щусева, включает в себя снимки, открытки, старинные фотоаппараты и рассказывает одновременно об истории итальянской фотографии и архитектуры. 

Палаццо на канале строили известные авторы Возрождения — ценивший византийский стиль Мауро Кодусси (1440–1504), главный скульптор могущественной Венецианской республики Якопо Сансовино (1486–1570), мэтр барокко Балтассаре Лонгена (1598–1682). Как и многие архитекторы, Лонгена был долгожителем, но оба его шедевра на Canal Grande, Ка'Редзонико и Ка'Пезаро, были закончены уже после смерти автора. А вот Антонио да Понте (1512–1595) успел насладиться видом своего главного детища — моста Риальто.

Те, кто привык внимательно разглядывать фотографии, могут понять, как делались снимки ночной Венеции, когда по воде бежит лунная дорожка. На самом деле фотографии делали днем, затем их тонировали, и солнце превращалось в луну. 

В Москве появился Canal Grande

Все снимки хранятся в музее архитектуры, куда они попали большей частью с архивами наших архитекторов-неоклассиков. По своей ценности московская коллекция, насчитывающая 500 тыс. негативов и уникатов, сопоставима со знаменитым итальянским фотособранием Алинари, где около 900 тыс. единиц хранения, в том числе 26 тыс. фотостекол из мастерской Андерсона. Работы этой мастерской показывают и в Москве.

Ее основатель, англичанин Джеймс Андерсон (1813–1877), в молодости уехал в Париж, где занимался графикой (художественное образование заметно у большинства фотографов XIX века). Затем стал выставляться как акварелист и в Риме, но под псевдонимами. Здесь он присоединился к Scuola Romana di fotografia, объединению, основанному в 1847 году французским художником и фотографом Фредериком Флашероном.

Приступив к занятию дагеротипией, Андерсон вернул себе подлинное имя, под которым в 1851 году открыл свое ателье. Вскоре вышел его объемный «Каталог фотографий Рима» с 667 иллюстрациями.

После того как студию переняли сыновья, общее количество фотостекол в семейном архиве достигло 40 тыс. Флорентийское наводнение 1926 года пережили не все. Остатки и попали в архивы Алинари. 

Европейскую славу Андерсона, предпочитавшего снимать памятники архитектуры и произведения искусства, упрочило его участие во Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году. Именно англичане были главными путешественниками эпохи и главными потребителями сувениров в виде фотографий, вытеснивших традиционные картины и офорты. Новые сувениры были дороги. Например, папка с 12 калотипиями стоила в 1850 году 8 скудо. Для сравнения: годовой доход крестьянина в то время составлял 32 скудо, а, например, в Риме «за хорошую комнату» в месяц платили 4 скудо. Так афоризм об искусстве, требующем жертв, обретает конкретное наполнение. 

В Москве появился Canal Grande

Выставка продлится до 1 июля. По субботам в 16 часов проводятся экскурсии

Комментарии
Прямой эфир