Кому нужен удмуртский попс
Конкурс «Евровидение» всерьез воспринимать сложно. Cчитается, что его основную аудиторию составляют домохозяйки и представители сексуальных меньшинств. Для первых это хороший фон для привычных полезных занятий, для вторых — более легкий, чем обычно, способ засветиться в музыкальной тусовке.
И те и другие группы граждан имеют право на существование — так же, как и само «Евровидение». Другое дело, что столь пристальное внимание к поп-соревнованию, не давшего миру ни одного мало-мальски серьезного артиста, кроме участников группы ABBA, выглядит забавным.
Россия с 1994 года делегирует на конкурс своих претендентов на победу. Юдифь, Филипп Киркоров, Алла Пугачева, Алсу, Serebro, «Мумий Тролль», «Премьер-Министр», Юлия Савичева, Наталья Подольская, Дима Билан, Анастасия Приходько, Петр Налич, Алексей Воробьев — все они представляли Россию в разные годы и с разной степенью успеха.
Но если участие в «Евровидении» полновесной российской поп-звезды Аллы Пугачевой или лукавого «рокопопсера» Ильи Лагутенко с его «троллями» вызвали легкое недоумение, то приезд остальных — четкая закономерность, уверенно демонстрирующая низкий уровень отечественной поп-музыки. Низкий, даже учитывая крайне незамысловатые критерии самого конкурса.
Из всех представленных Россией исполнителей (кроме вышеуказанных) с определенной степенью серьезности можно воспринимать разве что красавицу Алсу, в равной степени явившую и внешние данные, и исполнительский талант. И Петра Налича — на тот момент героя «продвинутой» молодежи: своей балканской темой он неплохо вписывался в интернациональную тематику.
Участие Налича было во многом показательным. Отправив его на «Евровидение», отборочная комиссия элегантно пошла на поводу у образованной публики, утомленной отечественной попсой, звучащей из любого утюга. 11-е место певца стало ответом на этот порыв.
Ухмыльнувшись, в следующем, 2011 году, комиссия делегировала на конкурс кошмарного певца Алексея Воробьева. Тот ожидаемо принес то же 11-е место плюс яркие аудиовизуальные впечатления. Имеются в виду сценическая майка-«алкоголичка» и квадратный рот, застывший в победном крике: «Это Россия! Это Россия, бл...ь! Иди сюда, бл...ь! Смотри в глаза, бл...ь!»
Что до прочих достижений нашей страны, то кроме второго места Алсу в 2000-м, успеха Димы Билана, настойчиво выбившего победу на «Евровидении-2008», вспоминается разве что участие в данном мероприятии дуэта t.A.T.u. В 2003-м этот талантливый, безукоризненно сделанный продюсерский, а главное, отлично конвертируемый проект достиг всего лишь третьего места.
Собственно, с проигрышем t.A.T.u. на «Евровидении» как на смотре актуальных талантов можно было бы поставить крест. И в самом деле — что с него взять? Веселое фрик-шоу, предназначенное для специфической публики... Но не тут-то было.
Победа ли Билана, общая ли страсть к вечерним ТВ-концертам звезд привели к тому, что публика начала всматриваться в «Евровидение» всерьез. Даже сетевая аудитория, относящаяся к ТВ с легким презрением, позволила себе пообсуждать нынешних выдвиженцев от России — группу комических старушек из села Бураново Малопургинского района Удмуртии.
Известный любитель всего музыкально-нестандартного Артемий Троицкий утверждает, что первым «Бурановских бабушек» увидел он. На каком-то из региональных конкурсов «необычного» бабульки пленили его исполнением песни Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце».
Так уж сложилось, что именно эту песню сегодня берутся перепевать все кто ни попадя и неизменно вызывают бурю эмоций. От ныне исчезнувшей певицы Натали до скучноватого американского певца Браззавилля, назвавшего свое прочтение Star Called Sun. Еще один чудо-кавер на цоевскую песню «Перемен» выдала Надежда Кадышева.
Впрочем, вопреки восторгам Троицкого на «Евровидении» бабушки исполнят Party for Everybody, подготовленную сразу на двух языках — удмуртском и английском. В подготовке шлягера участвовали худрук группы Ольга Туктарева, английская поэтесса Мэри Эпплгейт (вроде бы ранее над чем-то работавшая с Modern Talking и Кайли Миноуг). Ну а автором музыки стал конечно же вездесущий Виктор Дробыш, оперативно выбившийся в сопродюсеры ансамбля.
Имеют ли «Бурановские бабушки», облаченные в фольклорные одежды, хоть какое-то отношение к настоящей народной песне? Ни малейшего. Нет даже намека на народность. Лучшие образцы фольклорного жанра в лице блистательной Инны Желанной или группы «Волга» давно и надежно спрятаны в клубный сегмент. Вряд ли приняла бы предложение поучаствовать в таком конкурсе и более «массовая» и раскрученная Пелагея.
Что до победы старушек-хохотушек, на которую наивно рассчитывает определенный процент российского населения, то ее вероятность минимальна. Как известно, страна-победитель «Евровидения» на следующий год принимает конкурс у себя. Со всеми участниками, родными, близкими и близкими их родных, менеджментом и прессой — словом, со всей компанией, обслуживающей данный незамысловатый балаган. Дело накладное, особенно для страны, готовящейся через два года провести Олимпиаду. Да и команде «Евровидения» наверняка интереснее посмотреть новые города и страны.
Проявлять патриотизм, уместный в спортивной борьбе, в случае с «Евровидением» бессмысленно. Если уж действительно переживать за кого-то достойного, это должен быть действительно интересный артист вне зависимости от страны-производителя. А таковых на соревновании может и не быть — заранее знают, что победит отнюдь не сильнейший.
Пол Маккартни вспоминал, что еще во времена, когда «битлы» носили название The Quarryman, они тоже участвовали в различных конкурсах. В одном из них группу обставил коллектив, включивший в свой состав лилипута. Несколько раз никому не известных ливерпульских мальчишек уверенно обходила женщина, игравшая на ложках. Смотришь на участников сегодняшнего «Евровидения» — параллели налицо.
Что касается наших бабушек, очень хочется надеяться, что прорыв на «Евровидение» позволит им в дальнейшем не только забавлять гостей на корпоративах, но и посмотреть мир. Зарубежные пенсионеры могут поездить по городам-странам на свою пенсию. Нашим бабушкам надо для этого засветиться на «Евровидении». Впрочем, данная тема уже выходит за рамки искусства.