Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин заверил, что сил и средств для борьбы с паводками в регионах достаточно
Мир
В Великобритании указали на неспособность поддержки Запада помочь Украине
Мир
В МИДе указали на готовность РФ помочь Африке в цифровизации
Мир
ЕК выплатила Украине второй транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
Общество
В Госдуме подготовили поправки об увеличении наказания за диверсии до 35 лет тюрьмы
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Депутат рады сообщил об увеличении на 15 тыс. числа пограничников на Украине
Мир
В ЕК указали на продолжение применения директивы по защите украинских беженцев
Общество
Пожар на железнодорожной цистерне под Симферополем ликвидирован
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в тюменском селе Абатское достиг 980 см
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

«Фотожурналистика движется в сторону художественной фотографии»

Александр Гронский — о том, почему он «завязал» с рекламой и редко соглашается на журнальные заказы
0
«Фотожурналистика движется в сторону художественной фотографии»
Автопортрет (фрагмент). Из личного архива Александра Гронского
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

18 мая в арт-центре «Ветошный» откроется очередная «путешествующая» выставка World Press Photo, собравшая лучшие фотоснимки 2011 года. Александр Гронский стал победителем конкурса World Press Photo в номинации «Повседневная жизнь». Жюри престижного форума оценило серию его зарисовок о жизни городских окраин под названием «Пастораль». С фотомастером встретилась корреспондент "Недели".

— Серия «Пастораль» создана специально для конкурса World Press Photo?

— Нет, это мой главный проект за последние 3-4 года, мое собственное исследование. 

«Фотожурналистика движется в сторону художественной фотографии»

«Пастораль» — не совсем фотожурналистика, однако World Press Photo — это не только смотр достижений в этой сфере, но и определение задач на будущее для мастеров в этой области. Выбор победителей – своеобразное заявление о намерениях. Фотожурналистика постепенно движется в сторону художественной фотографии, и это отражается в результатах конкурса.

— Как ваше видение окраин Москвы поменялось за несколько лет съемок?

— Когда я начинал работать, эти пустыри казались мне дремучими и непонятными, а за 3 года стали знакомыми и гостеприимными, как дом родной. Менялись и сами окраины, хотя я не ставил задачу отразить это в своем проекте. Там, где 2-3 года назад была пустошь, сегодня может стоять бизнес-центр. Зато куча песка в Павшинской пойме, где мои герои загорают, годами на своем месте.

— Вы поэтизируете уголки природы среди каменных джунглей или, наоборот, хотите показать наступление асфальта на природу и человека?

— Определений и оценок предпочитаю не давать. Мои фотографии –  не социальное заявление и не протест против загрязнения окружающей среды. Окраины – интересное пространство, я любуюсь им, чувствую себя комфортно. Все началось с моего интуитивного интереса, а история и формулировки темы пришли потом.

— Герои вашей серии выпивают, выгуливают собак на пустырях, купаются в сомнительной чистоты речках.

— Пустыри, конечно, производят довольно депрессивное впечатление, отдыхать там с друзьями не хотелось бы. Я там шашлыки не жарил — ходил, скорее, как на работу. Для пикника предпочел бы опушку леса. Однако я не оцениваю: мол, это плохие места и глупые люди, или, наоборот, красивые места и люди-молодцы. Фотография для меня – больше символ, чем описание реальности, это мой способ исследовать окружающий мир. 

— Борьба за экологию — не ваша тема?

— Если быть до конца честным — нет. Не могу сказать, что лучше: если бы природа осталась нетронутой, или если бы все закатали в бетон и построили больше квартир для москвичей. В мегаполисе, где живут 15 млн. человек, неизбежно будут районы побогаче и победнее, пустыри, окраины, огромное количество отходов. 

«Фотожурналистика движется в сторону художественной фотографии»

— Организации экологов могут попросить ваши фотографии для своих изданий. Дадите?

— Хотелось бы избежать интерпретации моих фотографий в духе социальной критики, поэтому я отказал бы.

— Насколько российская фотожурналистика сегодня вписана в мировую?

— Вопрос о странах и национальностях стал неактуальным. Интересно говорить, что снимает Юрий Козырев (1-е место на World Press Photo-2011 в номинации «Новости, одиночные фотографии». — "Неделя"), а не русские фотографы вообще или, тем более, среднестатистические корреспонденты на митингах.

— Вы сотрудничали с Geo, Elle, Wallpaper, Le Monde, The Sunday Times. Российское отношение к фотографии и фотографам отличается от зарубежного? 

— Это сотрудничество было лет 5-7 назад, с тех пор я перешел к галерейной фотографии, заказы от журналов принимаю, только если совпадают интересы. Стиль сотрудничества зависит от журнала, а не от страны. Каждое издание – это определенная бизнес-модель и тип фотографий, каждый имеет свою визуальную "формулировку". Традиция фоторедактирования целиком западная, поэтому заказная работа везде одинакова.

— Российские журналы не имеют «лица необщего выраженья»?

— Собственных макетов и дизайна у российских изданий нет: после развала Советского Союза к нам пришла западная культура работы с изображением. Александр Родченко и компания сильно повлияли на журнальный дизайн во всем мире – собственно, они и изобрели его. Но в СССР их находки не развивались. 

— Вы работали по заказу рекламных агентств. Тяжелый труд?

— С рекламными агентствами я давно не работаю: приходилось слишком радикально переключаться. Рекламный фотограф как можно точнее отражает то, что хочет арт-директор, получает подробный эскиз снимка: что должно попасть в кадр, при каком свете, какая эмоция должна быть запечатлена. Мне это не интересно.

— Фотографией года World Press Photo-2011 назвало снимок испанца Самуеля Аранды - женщина в никабе обнимает раненого во время уличной демонстрации сына. Социальный контекст для этой номинации обязателен?

— В области фотожурналистики странно называть «фотографией года» художественный портрет или пейзаж.В традициях World Press Photo — отмечать главное событие периода, а не просто исключительной красоты кадр. Одна из задач World Press Photo — создать «икону» года. Например, в 2008-м выбрали снимок с полицейскими, выселяющими обанкротившихся домовладельцев, — то, с чего начался мировой экономический кризис. 

— Фотография Аранды, на ваш взгляд, отсылает к «Пьете» Микеланджело и другим изображениям снятия Христа с креста?

— Да, только скорее не к самому сюжету, а к традиции изображения материнское горе и человеческое страдание. Поэтому рассуждения критиков о столкновении христианства и ислама в этом снимке кажутся мне демагогией. Полагаю, что эта символика восходит к западноевропейской культуре в целом. Цитаты в искусстве не бывают буквальными.

Победители World Press Photo в Москве

Ежегодный смотр фотожурналистики в 55-й раз: во многом он определяет стандарты профессии. Международное независимое жюри, состоящее из профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ, оценивает работы претендентов в 9-ти различных категориях.

В этом году фотожурналисты, агентства, газеты и журналы представили на суд 101 254 фотографии 5 247 авторов из 124 стран. Победителями признаны 57 фотографов из 24 стран, в том числе трое россиян: Юрий Козырев, Александр Гронский и Александр Таран.

Лауреат первой премии – «Фотография года» – фотограф Самуель Аранда (Samuel Aranda) из Испании. Фотография сделана в превращенной в госпиталь мечети в городе Сана в Йемене 15 октября 2011 года. Жюри сочло, что уличные демонстрации против правления президента Али Абдуллы Салеха отражают характер «арабской весны», включая события в Сирии, Ливии, Тунисе и Египте.

После Москвы почти 200 работ-победителей престижного конкурса фотожурналистики поедут в Екатеринбург и Казань. 

Арт-центр «Ветошный», Ветошный пер., 13

18 мая — 1 июля


Комментарии
Прямой эфир