Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Латвия намерена потратить на укрепление границы с РФ и Белоруссией свыше €300 млн
Общество
Изъятое огнестрельное оружие предложили передавать на нужды СВО
Политика
В Госдуме объяснили отказ стран G7 от конфискации активов России
Экономика
Минцифры потребовало от IT-компаний подать согласие на раскрытие налоговой тайны
Пресс-релизы
Плакаты из коллекции Исторического музея в канун 9 Мая увидят более 8 млн россиян
Мир
Постпредство РФ назвало безосновательными обвинения России в применении химоружия
Наука и техника
В Краснодарском крае археологи обнаружили редкие памятники древних культур
Мир
Немецкого журналиста удивила выставка трофейной техники НАТО в Москве
Мир
Шольц пошутил о поставках дальнобойных ракет Taurus на Украину
Мир
Путин провел телефонный разговор с президентом Таджикистана Рахмоном
Общество
В МИД РФ предупредили о «сокрушительном ударе возмездия» в случае атаки на Крым
Общество
МЧС предупредило о заморозках до –2 градусов в Москве
Общество
Россияне назвали сумму заработка в майские праздники
Наука и техника
В Китае назвали успешным запуск зонда «Чанъе-6»
Армия
ВС России нанесли удар по снабжающей ВСУ нефтебазе «Баловное»
Мир
Посольство отвергло обвинения ФРГ в причастности России к кибератаке в 2023 году
Армия
ВС РФ уничтожили пусковую установку ЗРК IRIS-T

Сочи готовится к смотру «независимых»

Открытый фестиваль российского кино «Кинотавр» объявил свою программу
0
Сочи готовится к смотру «независимых»
Борис Хлебников. Фото: РИА НОВОСТИ/Михаил Фомичев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Интрига с конкурсом сохранялась до последнего. Известно, что из режиссеров того поколения, которое уже принято называть «поколением «Кинотавра», новые фильмы готовы или почти готовы у Хлебникова, Серебренникова, Вырыпаева, Прошкина-младшего, Авдотьи Смирновой и Ренаты Литвиновой. Сигарев и Мизгирев закончили свои работы несколько месяцев назад и уже показали их на международных фестивалях — в Роттердаме и Берлине, соответственно. Так что их участию в сочинском фестивале, который пройдет с 3 по 10 июня, теперь ничто не мешает.

Согласно регламенту международных фестивалей — даже тех из них, для кого обязателен премьерный принцип — участие картины в конкурсе национального фестиваля не должно воспрепятствовать приглашению ее в конкурс международный. Но на деле оказывается, что препятствует. Как объяснил глава «Кинотавра» Александр Роднянский, в Сочи приезжает международная пресса, а появление рецензии в крупных изданиях, по мнению дирекции международных фестивалей, нарушает «девственность» фильма. По этой причине картин успешно дебютировавших в свое время на «Кинотавре» Кирилла Серебренникова и Ивана Вырыпаева в этом году в Сочи не будет. Не объявлено и об участии Ренаты Литвиновой. По закулисной информации, она со своим фильмом «Последняя сказка Риты» была как никто из российских режиссерских в этом году близка к попаданию в программу Канна. 

Сохраняется интрига с фильмом открытия сочинского фестиваля. Его название также пока не объявлено. По слухам, в качестве кандидатуры на эту роль обсуждался «ДухLess» Романа Прыгунова. Вот только загвоздка в том, что в конкурсе «Кинотавра» он участвовать не может — сопродюсер картины, Федор Бондарчук, является председателем попечительского совета фестиваля. А вот в качестве гала-показа вполне мог бы присутствовать. Однако, по кулуарной информации, этой картиной очень заинтересовался  ММКФ.

О том, что «Орда» Андрея Прошкина станет участником московского конкурса, официально еще, естественно, не объявлено, но известно уже давно. А вот фильм Прошкина-старшего «Искупление» включен в кинотаврский конкурс. И программный директор Ситора Алиева при объявлении программы выразила мэтру российского кино особую благодарность за то, что тот согласился отдать свою картину в конкурс, где основными ее соперниками будут фильмы режиссеров из поколения его сына. 

Главным ударником нынешнего года оказался Борис Хлебников. У него целых два фильма: «Пока ночь не разлучит» и «Долгая счастливая жизнь» (рабочее название, под которым эта картина известна профессионалам, — «Конецдворье»). На «Долгую счастливую жизнь» нацелился один из крупных международных фестивалей. А вот «Пока ночь…» идет в конкурс «Кинотавра» и обещает стать одним из главных его хитов. Хотя бы потому, что проект этот с организационной точки зрения для нашего кино экспериментальный. Фильм снимался по ночам в период прошлогодних майских праздников в московском ресторане «Мост», бюджет картины — около $100 тыс., то есть как минимум в 20 раз меньше того, что бывает обычно даже в недорогом российском артхаусе. Всем, кто работает в съемочных группах за зарплату, на этом проекте ее платили. Но гонораров никто — ни режиссер, ни сценарист, ни оператор, ни исполнители ролей — не получал. Зато предполагается, что им может быть выплачена доля от кинотеатральных сборов. В титрах картины — рекордное количество звездных имен, причем это далеко не всегда профессиональные актеры. Например, Сергей Шнуров играет сам себя, а к нему за столик подсаживаются его друзья: журналист Максим Семеляк и оперный режиссер Василий Бархатов. Одна из ролей — у первого главного редактора русского Vogue Алены Долецкой, и т.д. 

Такой подход к кастингу Борис Хлебников объясняет просто: ему нужны были люди, которые комфортно чувствовали бы себя в дорогом ресторане. Ведь фильм снят по нашумевшему в свое время материалу журнала «Большой город» — когда корреспонденты, сидевшие в разных местах ресторана «Пушкин», подслушивали разговоры посетителей и потом фактически дословно их опубликовали. Как ни странно, за семь лет, прошедших с тех пор, необходимости «апдейтить» текст не возникло: реалии не устарели.

Еще одни конкурсный фильм, режиссер которого испытывает явный интерес к социальной тематике, — «Кококо» Авдотьи Смирновой. Открывавшая прошлогодний «Кинотавр» ее комедия «Два дня» была про интеллигенцию и власть. Новый фильм, по словам самой Авдотьи, — про интеллигенцию и народ. За «креативный класс» (словосочетание, которое Смирнова, кстати сказать, на дух не переносит) отвечает Анна Михалкова, за всех остальных — Яна Троянова. Яна же играет одну из главных ролей в картине Василия Сигарева «Жить», которая также  наверняка станет претендентом на награды. Несколько лет назад Сигарев и Троянова получили призы «Кинотавра» за свой дебютный фильм «Волчок», так что и тут преемственность традиции сохраняется.

В программе Сочи не будет новой картины Сергея Лозницы: участника Каннского конкурса фильма «В тумане». Хотя дебют этого знаменитого режиссера-документалиста в игровом кино — «Счастье мое» — в позапрошлом году получил в Сочи приз за режиссуру. На этот раз российскою премьеру своей картины Лозница предпочитает провести на другом фестивале, в Вологде. 

В конкурсе же Сочи 14 фильмов, в том числе, кроме уже перечисленных, — «Я тебя не люблю», продолжение нашумевшего проекта Павла Костомарова и Александра Расторгуева, и фильм «Рассказы» Михаила Сегала, возникшей на базе короткометражки «Мир крепежа», ставшей в 2011-м победителем сочинского конкурса Короткого метра.

Интерес к короткометражкам в Сочи растет с каждым годом. В нынешнем конкурсе «коротышек» — режиссерские дебюты актера Андрея Мерзликина (фильм «GQ») и оператора Игоря Гринякина («День победы»), картина студентки мастерской Алексея Учителя Таисии Игуменцевой «Дорога на», отобранная и для участия в Канне, и фильмы молодых режиссеров с очень известными в российском кинематографе фамилиями: «Трубач и кукла» Ильи Учителя и «Авторский метод» Ивана Шахназарова. Всего же в короткометражном конкурсе 20 фильмов. И судить его будет жюри, состоящее исключительно из продюсеров. В жюри же основного конкурса под председательством Владимира Хотиненко включены только режиссеры. И это — одна из новаций нынешнего «Кинотавра». Равно как и разделение питчинга (конкурса проектов) на две части: для дебютантов и для известных уже продюсеров — эту меру продюсеры объясняют огромным количеством поданных заявок.

Питчинги относятся к так называемой деловой жизни фестиваля, которая в этом году, по словам Роднянского, будет проходить в гораздо большей координации с Кинорынком. 

Наличие в Сочи кинорынка — одна из причин, по которой особо преданные поклонники «Кинотавра» любят сравнивать его с Канном. Но при всей лестности такой параллели Родянский говорит, что его амбиция — вырастить из этого фестиваля «русский Санденс», репрезентативный смотр независимого кино. Тем более что так называемого студийного кино у нас на самом деле и нет.

Комментарии
Прямой эфир