Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На границе Азербайджана и Армении установили первый пограничный столб
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В партии «Возрождение» назвали задержания в аэропорту Кишинева сегрегацией
Мир
Сейм Литвы отказался запрещать поездки россиян и белорусов на родину
Мир
Разведка США заявила о победе над Китаем в случае полномасштабной войны
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Алиев сообщил об отсутствии планов у Азербайджана вступать в ЕАЭС
Политика
В Госдуме оценили сокращение поставок оборудования из Китая
Происшествия
Система ПВО уничтожила украинский дрон над Белгородской областью
Мир
Bloomberg сообщило о планах ЕС ввести санкции против 10 компаний из разных стран
Мир
В США выразили опасения из-за крепнущих связей КНДР с Россией
Общество
В Москве похоронили военкора «Известий» Семена Еремина
Интернет и технологии
В МВД заявили об увеличении числа совершенных детьми киберпреступлений в 74 раза
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Армия
ВС России уничтожили пусковую установку MIM-23 Hawk и склад ВСУ

Хотеть странного

Писатель Анна Федорова — о том, почему оппозиции имеет смысл задуматься о маркетинге
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Человек — это сумма его желаний. Желания человека описывают идеальный мир, в котором он хотел бы оказаться; иначе говоря, вы — это то, что вы любите, как сформулировал Руми.

Если подумать об этом, становится яснее, почему люди кажутся такими похожими друг на друга. Большинство наших желаний совпадают с желаниями большинства: все хотят денег, секса, хорошо выглядеть, счастливую семью и чтобы на встрече одноклассников оказаться самым успешным. Откуда такие желания берутся, совершенно понятно, наведены культурой и биологией; значительно интереснее вопрос о том, откуда берутся другие, менее обычные желания. Например, политические.  

Почему стала возможна «политизированная зима 11–12»? Еще год назад городской образованный класс не имел никаких желаний, связанных с политикой, а потом произошло НЕЧТО, и более-менее четко выраженное желание «перемен» и «честных выборов» распространилось на десятки тысяч людей. И началось то, что началось — «протестная активность».

Мало что захватывает нас так, как новое желание. Труднодоступность и неосуществимость желаемого только разжигают страсть; по этой логике мы должны бы видеть сейчас толпы на бесконечных митингах, а вместо этого видим обратное: видим, как процесс идет на спад. Еще немного, и в нем останется только старый состав «профессиональных революционеров» и некоторое количество свежих активистов.

И как же так вышло?

Человек, всерьез желающий странного, как минимум интересен, а часто и привлекателен. Он становится образцом, трендсеттером, лидером мнений; его странное желание («я хочу честных выборов, хотя я могу себе позволить не иметь отношения к политике») впечатляет и захватывает других людей. И они начинают постепенно присоединяться.  Окружающая реальность помогает: подбрасывает безобразные кейсы и поводы для недовольства.

И вот — «нас всё больше и больше».

Это похоже на то, как распространяется мода на всякие штучки — на айфоны, полосатые шарфики, кружева и штаны с карманами. И это похоже, если честно, на конформное присоединение к чужому необычному желанию — смутный зов «хотеть чего-то еще», «что-то делать», to make a difference. Наконец, это красиво. Сопротивление и белые ленты.

Но вот проходит время. Кончается зима, «политизированность» становится общим местом, белой лентой уже никого не удивишь… и неважно, что всё это в пределах Садового (ну, ладно, Третьего) кольца, а не в масштабах страны в целом. Потому что мода распространяется не в «обществе», а в небольших сообществах; штаны с карманами и кружева отчетливо видны в своей референтной группе, и неважно, носят ли их в условном городе Х в трех сотнях километров от Москвы. Короче, «насыщение рынка» произошло.

И в этот момент от «снежной революции» отвалились две группы: мы можем их условно-оскорбительно назвать «денди» и «хомячки».

«Денди» всегда задает образец и полагает неприличным следовать моде; он создает моду и оставляет позади то, что «пошло в народ». Как только что-то перестает быть редким и становится модным, денди отказывается от этого, даже если он сам это придумал. Таких людей, конечно, очень мало, зато они заметны. Нынешний вакуум смыслов вокруг «протеста» и общее снижение движухи объясняется именно тем, что денди надоело этим заниматься.

А с «хомячками» (наконец-то этот термин можно использовать, поскольку он стал ироническим самоназванием) получилось еще проще. Они участвовали в митингах, например, вполне деятельно, но это не вышло — и не могло выйти! — за рамки «активного потребления». Так участвуют в интерактивных шоу. Думаю, многие обидятся, услышав, как их гражданскую активность называют «потреблением» и «развлечением», но по факту это так. Как только развлекательная программа закончилась, стало непонятно, что делать дальше. Революция — это же не айфон, с которым можно весело играть каждый день, нажимая понятные кнопки.

Есть чудесное выражение: не стоит недооценивать силу желаний, но не нужно переоценивать их стойкость. Всерьез и долго хотеть странного могут лишь немногие — эти немногие и продолжают заниматься революцией, как и два года назад.

Уроки декабря–марта очевидны. Лидерам оппозиции необходимо проникнуться, если хотите, духом маркетинга, причем в конкретном аспекте управления желаниями. Это будет не очень просто, поскольку их продукт (изменение политической системы) нематериален, в отличие от шоколадок. Но возможно — удавалось же это не раз и не два в истории Европы. Главное — найти хорошего специалиста по программам лояльности.

Комментарии
Прямой эфир