Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Зеленский поблагодарил сенат за одобрение законопроекта о помощи Украине
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в селе Абатском в Тюменской области поднялся за сутки на 149 см
Происшествия
В Ростовской области загорелся склад на площади 600 кв. м
Мир
Трамп указал на попытки демократов обвинить его в связях с Россией
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Мир
МИД Бразилии заявил о пропаже или гибели четырех наемников на Украине
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Общество
Авиакомпаниям рекомендовали высаживать людей при духоте в самолетах
Происшествия
Губернатор Смоленской области сообщил о пожарах на объектах ТЭК после атаки БПЛА

Россия заделает арктические «дыры»

Пограничная служба создаст в Арктике 20 погранзастав для контроля за северной границей и Севморпутем
0
Россия заделает арктические «дыры»
Пограничный город Нагурское. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Шалгин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Как рассказал «Известиям» руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев, часть погранзастав будет располагаться рядом с девятью спасательными центрами МЧС и Минтранса, которые планируется открыть в рамках развития Севморпути. Остальные — на труднодоступных островах. Сейчас, по данным экспертов, арктическая граница России изобилует «дырами».

— Российское северное стратегическое направление оголено в воздушном отношении. В серединной части Севморпути порядка 2,5 тыс. км вообще не контролируется радиолокационными средствами. Порядка 40 советских радиолокационных постов, которые создавали поле наблюдения с нижней границей, доходящей до 300–400 м, в 1990-е и 2000-е годы были разрушены, — рассказал «Известиям» первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

Он напомнил, что протяженность Севморпути составляет около 6 тыс. км, поэтому каждой погранзаставе придется контролировать около 300 км.

— Такое количество погранзастав может обеспечить пограничную безопасность страны только при условии необходимого количества современной техники и напряженной работы пограничников, — пояснил Сивков.

Как рассказал «Известиям» Проничев, создание 20 пограничных пунктов предусмотрено в федеральной целевой программе «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)». На каждой из 20 застав будут дежурить 15–20 пограничников, которые будут контролировать обстановку в Арктике и оказывать помощь гибнущим в арктических водах и льдах.

— На первый взгляд кажется, что в Арктике никого нет и никто не может нарушить границу, но это не так. К примеру, за последние три года мы трижды обнаруживали иностранные яхты с горе-туристами, которые, никого не предупредив, без подготовки, двигались по Севморпути. При этом каждый раз путешественники попадали в сложную ситуацию и нам приходилось их сначала спасать, затрачивая огромные усилия, а потом штрафовать, — рассказал «Известиям» Проничев.

По его словам, порядку в Арктике угрожают не только нелегальные туристы, но и научные экспедиции, которые без необходимых разрешений и документов ведут разведку арктических запасов. На Дальнем Востоке и Баренцевом море в арктических широтах встречаются и браконьеры.

Поскольку транспортная инфраструктура на Крайнем Севере развита плохо, до прибытия МЧС спасать людей часто приходится пограничникам. Чтобы повысить их эффективность, Пограничная служба ФСБ планирует организовать подготовку своих сотрудников в учебных центрах МЧС — по 20–25 человек в год. 

Предполагается, что каждый арктический пограничник на новых станциях будет универсальным специалистом, умеющим не только искать и спасать людей, но и обеспечивать работу электростанций, систем хранения топлива, водоснабжения, связи, компьютерных систем станции, поддерживать взлетно-посадочную полосу.

Строить арктические заставы будут из модульных конструкций по индивидуальному проекту.

— Мы будем учитывать особенности: где находится застава, на чем туда можно добраться. В порту Тикси, где есть инфраструктура, будет одна конструкция, на острове Врангеля, Среднем острове, — уже другая, — пояснил Проничев. 

Для получения тепла и энергии на отдаленных заставах планируется использовать ветрогенераторы и солнечные батареи. Такой подход призван защитить арктические земли от загрязнения — сейчас Арктика буквально завалена бочками из-под солярки, которой топили в советских городках на Новой Земле и других арктических островах.

Передвигаться по Арктике пограничники планируют не только на традиционных снегоходах и гусеничных вездеходах, но и на такой экзотической технике, как дирижабли и экранопланы — их производство планируется развернуть в Петрозаводске.

Связь с материком будет обеспечивать спутниковая система «Арктика», которую должны создать к 2014 году.

Развитие транспортных, логистических, добывающих и спасательных центров в Арктике обсуждали на прошлой неделе на международной конференции в Мурманске с участием России, США, Дании, Норвегии, Исландии, Швеции и Канады под предводительством секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева.

Перед началом конференции ее участники ознакомились с первой в мире арктической погранзаставой «Нагурское», расположенной на Земле Франца-Иосифа. Сейчас МЧС разместило на «Нагурской» контейнеры, в которых есть всё необходимое оборудование, чтобы пограничники могли начать оказывать помощь пострадавшим или искать пропавших людей до прибытия вертолета МЧС, объяснил «Известиям» главный пограничник страны.

Комментарии
Прямой эфир