День победы сделают более молодежным
Московский департамент СМИ и рекламы разработал концепцию праздничного оформления столицы на 1 и 9 мая. По словам пресс-секретаря департамента Владимира Яковлева, в эти дни горожане впервые смогут собрать огромный треугольник из писем к ветеранам, прогуляться по тематическим бульварам или зажечь свечу в рамках флешмоба. Эксперты позитивно отнеслись к будущей концепции, хотя и усомнились, что московскому правительству удастся превратить День Победы в праздник, интересный молодежи.
Вечером 8 и 9 мая в городе пройдет огненный флешмоб. Москвичи смогут выставить по периметру специально сделанных объемных звезд стаканчики с зажженными свечами. Центральным местом проведения акции станет Манежная площадь. Наземные звезды также появятся в каждом округе столицы.
Кроме того, в праздники по городу будут расставлены большие фоторамки с прорезями для лица. Департамент предложил горожанам принять участие в городской игре: сфотографироваться во всех рамках и получить календарь, тематические книги и сувениры за лучшую фото-подборку. Также празднующие смогут принять участие в акции «Полевая почта». Участники напишут на бумажных треугольниках поздравления ветеранам, а затем прикрепят их на расставленные по городу конструкции.
В плакатах, щитах и прочих элементах праздничного оформления городских улиц в этом году было решено использовать слова из песен военных лет, в частности, из «Дня победы». По мнению психолога Дмитрия Синарева, такой шаг позволит подсознательно усилить праздничное настроение горожан. «Стихотворная форма и ассоциированная с ней, как правило, бравурная мелодия воспринимаются правым полушарием мозга, ответственным за эмоции, - сказал эксперт. – Тогда как ранее использовавшиеся в праздничных плакатах цифры, исторические факты требовали заучивания, то есть, больших усилий от левого полушария мозга».
Впрочем, несмотря на то, что военные песни, по словам Синарева, легче воспринимаются молодежью, чем даты из учебников, полностью вовлечь современных школьников и студентов в контекст праздника все равно будет сложно: «некоторые люди могут просто не знать этих песен».
Любопытно, что в этом году светскому празднику впервые решено прибавить религиозный оттенок. Декоративные конструкции в виде православной колокольни, мусульманского полумесяца, иудейской Торы, армянского Хачкара и индуистской Янтры появятся рядом с соответствующими культовыми местами. Комментируя нововведение, директор Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров отметил «опасность того, что символы, связанные с религией, могут вызвать напряженность в обществе, особенно в связи с последними событиями». Однако он добавил, что те же элементы оформления города могут стать «данью справедливости, напоминанием о том, сколько людей разных конфессий участвовало в войне, если все будет сделано в меру и с тактом».
Также впервые в праздничном оформлении столицы будут использоваться копии Знамени Победы - штурмового флага 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой Стрелковой дивизии, водруженного 1 мая 1945 года на куполе рейхстага в Берлине.
Руководитель архитектурной мастерской «Ардик+» (компания принимает участие в праздничном оформлении ряда мест столицы) Геннадий Сысоев заметил, что знамя, при всей его символичности, будет смотреться на городских улицах невыигрышно. «Надпись сделана от руки, это исторически правдиво и трогательно, но на больших форматах будет смотреться не очень хорошо», - сказал эксперт.
По его мнению, проблема в том, что при разработке разработке праздничного оформления Москвы проводятся тендеры, где главным критерием является цена, а не идея. «Это обесценивает творчество, - отметил он. – Городские праздники сводятся к подъему и спуску флагов, развешиваю гирлянд». Сысоев позитивно отозвался о «свечном флешмобе», но добавил, что звезду следует приподнять над землей, иначе ее просто напросто никто не увидит.
Общая стоимость работ по оформлению города к 67-й годовщине Победы в ВОВ составляет примерно 75 млн рублей. Последние торги по данным заказам планируется провести до 25 апреля.