Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Выставка Константина Коровина бьет рекорды посещаемости

В Третьяковской галерее собраны 240 работ из 24 музеев и многих частных коллекций
0
Выставка Константина Коровина бьет рекорды посещаемости
Базар у пристани в Архангельске. 1896 г.
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Этой выставки Третьяковская галерея ждала 90 лет. Первая и последняя ретроспектива Константина Коровина (1861–1939) проходила здесь в 1922 году.

Московская публика стосковалась по Коровину. За первые десять дней работы выставки в Третьяковке ее посетили 21 115 человек. Это больше чем после открытия Левитана — там было 18,4 тыс. А ведь Левитан абсолютный хит, его увидели 291 494 зрителя.

Дело, конечно, не в статистике, хотя и она важна. Для ретроспективы Коровина отобрали 240 работ из 24 музеев России, Казахстана и Белоруссии, а также частных коллекций. Большую часть работ предоставила сама Третьяковка, хранящая в запасниках множество мало кем виданных коровинских полотен.

Что же до частных коллекций... Работ оттуда немало, их подвергали тщательнейшему анализу, прежде чем включить в каталог (тот полнее, чем сама выставка, здесь работы из 47 музеев). Многим отказали: что-то смутило специалистов. С Коровиным надо держать ухо востро.

Он так ярок и пестр, так удачно подходит к любому интерьеру, что подделывать его — особое, видимо, удовольствие. Это говорит не о том, будто всякая, не попавшая на выставку в Третьяковку работа — подделка. Но лишь о том, какой народный по духу он живописец.

Цветы и виды Парижа, крымские улочки и Русский Север, венецианские каналы и сцены из поморского быта — Коровин прожил жизнь, которой позавидует всякий. Путешествия, знакомства с замечательными людьми, успех, литературное творчество под старость... Среди друзей — Шаляпин (на выставке целых три его портрета). К нему Коровина влекло всю жизнь явно не случайно. 

Как и певец, Коровин тоже весь из себя стихийный, не склонный к анализу, сибарит и гедонист. Искусству это не помеха и даже помогает успеху. Но, в отличие от Шаляпина, Коровина не назвать легендой русской культуры. Хотя зарабатывал он больше коллег — и в галереях, и в театрах, где оформил более 80 спектаклей.

На выставке много эскизов к спектаклям — как к дореволюционным («Хованщина» в Мариинке и в Большом в 1911–1912 годах), так и сделанным в советское время («Щелкунчик» в Большом в 1919-м). Впервые выставлены декорации к «Золотому петушку», которые художник делал в 1934 году для театра в Виши. Парижский внук Поленова Александр Ляпин подарил их Бахрушинскому музею еще четверть века назад, но показать раньше не было случая. Может, оно и к лучшему.

Человек-праздник и одновременно трудоголик, Коровин плодовит и стилистически разнообразен: начинал с передвижников, увлекался символизмом, но славу снискал благодаря импрессионистской манере и привычке не завершать картины. Но ему не хватало важнейшего для художника качества — энергии заблуждения. Он не искал нового, как Кандинский, не испытывал той горечи формального поражения, что определила жизнь его современников, Малевича и Филонова. «У меня нет направления и нет моды... Это я, это мое пение за жизнь, за радость — это язычество», — писал Коровин.

Радость чувствуется и сегодня, но только ее даже современникам в какой-то момент показалось мало. Соотечественникам еще хватало, а французам — уже нет. Даже Дягилев, для чьих «Русских сезонов» Коровин поначалу работал, после войны с ним уже не сотрудничал: слишком старомодной выглядела его манера.

Он уехал во Францию в 1923 году, повез лечиться сына. Тот тоже был художником, зарабатывал и копированием отцовских работ (не отсюда ли обилие сомнительных Коровиных?).

На родине Коровин потерял оба дома. Но богатства во Франции не нажил: успеха не было. Так что мечта Дягилева — построить на Марсовом поле музей современного русского искусства и открыть его работами Коровина, Врубеля и финна Галена — была утопична. Имя Николая II музею пришлось бы носить недолго. Да и открывался бы он сегодня точно не Коровиным. Впрочем, и без него уже никуда.

Выставка открыта до 12 августа.

Комментарии
Прямой эфир