Не стало «отца громкого звука»
Их было трое — людей, своими техническими достижениями способствовавших возникновению рок-н-ролла в том виде, каком мы его знаем: Лео Фендер, создатель одноименных гитар, Лестер Полфус, он же Лес Пол, работавший на гитарную компанию Gibson, и Джим Маршалл, прозванный «отцом громкого звука». Первым ушел Лео в 1991–м; в 2009–м за ним последовал Лес. Сегодня не стало Маршалла.
Дипломированный инженер-электрик и одновременно педагог-барабанщик, он начинал свою карьеру, торгуя ударными установками, но в начале 1960–х расширил ассортимент гитарами и увлекся проблемами звукоусиления нового для себя инструмента. Избрав в качестве отправной точки фендеровский усилитель Bassman, он с помощью 18–летнего вундеркинда, электронщика Дадли Крейвена сделал несколько рабочих моделей, прежде чем первая модель пошла в серию. Это было в 1962–м.
Маршалла не раз упрекали в воровстве идеи у Фендера, но даже первые его кабинетные усилители гораздо лучше фендеровских передавали басовые ноты. Уже к 1969–му его кабинеты обрели уникальный маршалловский звук, яркий и насыщенный. Его любили Джимми Пейдж и Эрик Клэптон, на фоне маршалловских кабинетов фотографировался Джимми Хендрикс. К середине 1970–х словосочетание «гитарный усилитель» однозначно подразумевало Джима Маршалла.
Дальнейшее уже история, в которой почти не было поражений, а победы были, и одной из них стала в 1984–м награда Ее Величества за достижения в области экспорта — усилители Маршалла, как выяснилось, помогли британской экономике как экспортный товар.
Сергей Воронов ( лидер группы СrossroadZ):
«Грустная ирония. Только вчера в Будапеште мы играли концерт, посвященный 60–летию Гэри Мура, и компания Marshall была одним из спонсоров этого трибьюта. Мы все звучали через усилители этого бренда, ставшим частью характерного саунда Гэри, для которого Джим создавал специальные модели».