Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
В Петербурге загорелось здание цеха на площади 400 кв. м
Происшествия
Гоночная машина на скорости влетела в толпу людей на Кубке Ленобласти по ралли
Спорт
В «Динамо» заявили о продлении контракта с тренером Марцелом Личкой
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
В Грузии указали на возможность парламента преодолеть вето на закон об иноагентах
Мир
Во Франции указали на взрывной рост российской экономики
Общество
Партию самокатов изъяли с улиц Петербурга за нарушение правил парковки
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Мир
СМИ сообщили о временном закрытии дворца фестивалей в Каннах из-за угрозы взрыва
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Политика
Лавров указал на открытость РФ к диалогу по безопасности с Западом на равных
Общество
Актриса Наталия Кудрявцева умерла на 92-м году жизни
Происшествия
В Хабаровском крае обезьяна сбежала от хозяев и покусала местных жителей
Спорт
Футболист Георгий Джикия покинет московский «Спартак» в конце сезона
Армия
Герой России Жарский назвал свои награды заслугой всего подразделения
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Мир
Польша потратит $2,5 млрд на укрепление границы с Россией и Белоруссией

Две половинки одной таблетки

Налоговый консультант Кирилл Никитин — о том, почему бизнес предпочитает не вкладываться в инновации
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пока задачи модернизации и технологического развития экономики РФ продолжают занимать верхние строчки в рейтинге декларируемых руководством страны приоритетов, практическая реализация мер государственной поддержки инновационной деятельности оставляет ряд вопросов. Один из них — об эффективности налоговых механизмов стимулирования инноваций, интересный не только сам по себе, но и показательный с точки зрения анализа эффективности современной российской государственной научно-технической и промышленной политики, причем в такой сфере (фискальной), в которой правомерность государственного регулирования не вызывает сомнений у экономистов самых разных школ.

Сегодня спектр мер налоговой политики, направленных на поощрение инновационной деятельности бизнеса, представлен разве что ст. 262 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ней расходы на НИОКР по утвержденному правительством перечню направлений исследований (и при соблюдении ряда ограничительных условий) подлежат вычету для целей расчета базы по налогу на прибыль с повышающим коэффициентом 1,5.

Иными словами, вкладывающееся в НИОКР предприятие вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль не только на сумму фактических расходов (что нормально), но и на дополнительные 50% от суммы таких расходов. Учитывая, что действующая ставка налога на прибыль составляет 20%, фактически государство предоставляет налогоплательщикам возможность профинансировать 10% (= 50% x 20%) от НИОКР за счет налога на прибыль.

Вполне разумный на первый взгляд и хорошо известный мировой практике под названием «аплифт» (uplift) или «супервычет» (superdeduction) механизм за годы своего существования так и не был задействован — правоприменительной практике использование данной нормы Налогового кодекса неизвестно.  

Затраты на практическую реализацию права на вычет, включая выделение соответствующих затрат на НИОКР в налоговом учете, составление специальных отчетов, равно как и необходимость экспертным путем обосновывать соответствие направления НИОКР правительственному перечню (сами бухгалтеры и налоговые специалисты разобраться с темами типа «разработка технологий получения нанодисперсных частиц различной формы, пленочных и объемных нанокомпозитных материалов на их основе» не в состоянии — другому обучены, а сидеть не хочется), приводят налогоплательщиков к выводу об нецелесообразности такого количества усилий ради сомнительной экономии. Проще говоря, овчинка выделки не стоит.

Этот вывод только усиливается неопределенностью норм законодательства. Отмечу, что в 2012 году вступила в силу уточненная редакция ст. 262 НК. Однако ряд ее новых положений, в частности право налоговых органов запрашивать в научных учреждениях (по закрытому списку) экспертное заключение о соответствии выполненных НИОКР правительственному перечню, могут оказать скорее негативное воздействие на возможность применения повышенного вычета, поскольку значение экспертного мнения специалистов самого налогоплательщика и привлеченных им научных организаций априори оказывается не столь важным.

Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что в государственно-капиталистической экономике современной РФ подавляющее большинство НИОКР выполняется за счет госфинансирования, а не собственных средств предприятий, а значит, указанная норма не оказывает на их осуществление НИКАКОГО стимулирующего воздействия.

Между тем мировой практике известен широчайший спектр доказавших свою эффективность мер по стимулированию инноваций, отвечающих вполне конкретным задачам научно-технической и промышленной политики.

К примеру, задачи модернизации основных отраслей экономики решаются путем стимулирования капвложений. То есть механизмами типа инвестиционного налогового кредита (сокращение базы по налогу на прибыль на сумму капвложений) и ускоренной налоговой амортизации (списания стоимости оборудования на затраты) — вплоть до полного вычета в первый год эксплуатации по приоритетному для задач модернизации оборудованию.

Стимулирование собственно инновационной деятельности, поощрение НИОКР, помимо «супервычета», может включать в себя и фактическую компенсацию из бюджета части расходов на НИОКР.

Наконец, когда речь идет собственно о максимизации выгоды национальной экономики от использования результатов инновационной деятельности, а значит, сохранения прав на технологии, патентов в стране, налоговым стимулом должны стать привлекательные пониженные ставки налогообложения доходов по так называемой патентной корзине, льготный режим налогообложения при операциях с интеллектуальной собственностью внутри страны. Перечень специфических задач (привлечения высококвалифицированных инженерных кадров из-за рубежа, импорт, передача и освоение передовых технологий) можно продолжать, и каждой из них можно поставить в соответствие вполне конкретные механизмы налоговой политики, направленные на ее достижение и доказавшие свою эффективность на практике.  

Мы же пока пытаемся, как довлатовский тюремный фельдшер, лечить и живот, и голову двумя половинками одной и той же таблетки («смотри не перепутай!»), да еще и гомеопатической силы воздействия.

Комментарии
Прямой эфир