Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

От дворцов к пятиэтажкам

Выставка главного архитектора сталинской эпохи напоминает о том, как опасно быть баловнем судьбы
0
От дворцов к пятиэтажкам
Иофан Б.М. при участии Иофана Д.М., Баранского А.И., Попова Я.Ф., Гельфельда С.А., Зенкевича Ю.П. Проект Павильона СССР на Международной выставке 1937 года в Париже. Перспектива. 1936-1937гг. Бумага, карандаш, пастель, уголь. 134х206 см. Из коллекции Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Московском музее архитектуры имени Щусева на этой неделе закрывется выставка, посвященная творчеству Бориса Иофана (1891–1976).

По плану выставка должна была закрыться еще в феврале, но ее продлили до 7 апреля. Возможно, дело здесь в общем кризисе выставочной жизни, заставляющем делать гораздо меньше экспозиций, чем музеи могли бы, — и потому продлевать уже открытые проекты. Но в случае с Иофаном хочется думать о лучшем. О качестве самой экспозиции, принципах развески и тех уникальных экспонатах, что воссоздают в итоге и во многом параноидальный размах эпохи, и судьбу отдельно взятого архитектора.

За эту полноту зрелища прощаешь устроителям даже мелочи, вроде тех, что связаны с видеофильмами. Один приходится смотреть стоя, стулья у экрана не предусмотрены. Другой идет с таким тихим звуком, что начинаешь искать у телевизора кнопки на боковой панели (для тех, кому интересно: они справа) и самому делать звук громче.

В остальном выставка удалась. Во многом это связано с показом архивов, переданных семьей архитектора в щусевский музей.

Построил он в России не так уж и много. Кажется, что в Италии, где он работал после изучения архитектуры в Римском институте изящных искусств, осуществленных работ все же больше. Но разве сравнимы эти виллы и санатории, выполненные на Апеннинах по лекалам времени, с тем, что Иофана ждало в Москве?

Возвращался он по личному приглашению предсовнаркома СССР Алексея Ивановича Рыкова. Симпатии политика, оказавшегося в 1930 году в опале, не отразились на карьере самого Иофана. Ведь он выиграл главный приз эпохи: конкурс на строительство Дворца Советов, который должен был быть построен на месте взорванного храма Христа Спасителя.

Дворец с его 420-метровой высотой стал бы самым высоким зданием в мире. Международный конкурс привлек имена первого ряда, хотя были и исключения: итальянский учитель Иофана Армандо Бразини попал в конкурс явно по знакомству.

Старомодный проект Бразини, равно как и итоговый проект победителя конкурса, вызвал возмущение у западных участников. Они жаловались в ЦК партии и самому т. Сталину, не зная, что сам Иофан и срежиссировал конкурс с самого начала. В меморандуме для правительства тот подробно расписал весь ход состязания с идеологически необходимой победой советского архитектора в финале.

Вышло как по писаному. Но что-то не задалось в расположении звезд на небе, и самый амбициозный проект 1930-х так и застыл на уровне котлована и цокольного этажа.

В начале войны арматуру разобрали — из нее делали «ежи» для фронта. В конце 1950-х в дело пошли и многочисленные образцы оформления от управления Дворца Советов, трудившегося не покладая рук до конца 1940-х. Его продукцию складировали в ожидании неясного будущего Дворца Советов и наконец-то использовали при отделке Дворца съездов, построенного на территории Кремля.

На выставке показывают некоторые элементы убранства, выполненные мастерами управления, например, ткани и столы. Впечатляет и сегодня.

Иофан до последних лет жизни пытался реанимировать свой дворец, придумывал новые версии зданий на его фундаменте, но в итоге архитектору суждено было остаться в истории автором одного проекта — Дома ВЦИК и СНК СССР на улице Серафимовича. В народную память он вошел как Дом на набережной, символ светлого будущего и жуткого настоящего одновременно. Как описывал его в знаменитом романе Юрий Трифонов — «серый громадный, наподобие целого города или даже целой страны дом», «приземистый, бесформенно длинный дом на набережной, горящий тысячью окон».

Сегодня можно только радоваться, что другие иофановские проекты так и не были реализованы — ни массивное здание Наркомтяжпрома в Зарядье, наверняка подавившее бы собой Кремль, ни проект по перепланировке столичного центра, сноса старой Москвы и возведения на ее месте сталинских многоэтажек, призванных оттенить величие Дворца Советов...

Правда, иофановский проект Московского университета был в итоге реализован в версии архитектора Льва Руднева, зато интерьеры станции метро «Бауманская» до сих пор радуют глаз. А пятиэтажки в Марьиной Роще и кварталы в Измайлово не снесли до сих пор.

Достаточно ли этого, чтобы помнить Иофана? Конечно. Но без неудачи главного дела его жизни биография выглядела бы скучно.

Комментарии
Прямой эфир