Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Фон дер Ляйен заявила о необходимости гарантий безопасности для Украины и Европы
Общество
Синоптик спрогнозировал потепление до +25 градусов в конце лета в Москве
Мир
Уиткофф заявил об отсутствии необходимости в прекращении огня на Украине
Мир
Трамп назвал Лукашенко могущественным лидером
Общество
В Госдуме предложили запретить трудовым мигрантам привозить семьи в Россию
Мир
Bild узнала о намерении Трампа провести личную встречу с Зеленским
Общество
Молдавская диаспора в России потребовала открыть больше избирательных участков
Мир
Путин и Токаев обсудили ход реализации совместных проектов в сфере энергетики
Мир
The Times сообщила о необходимости Европы изменить подход к самообороне
Мир
Мерц, Макрон и Стубб поедут в США на встречу Зеленского и Трампа
Спорт
Овечкин вошел в Книгу рекордов России как лучший бомбардир в НХЛ
Мир
Токаев назвал саммит на Аляске прорывным для укрепления позиций России
Спорт
ФК «Ростов» со счетом 1:0 проиграл «Рубину» в матче РПЛ
Мир
Рубио исключил давление на Украину по решению территориальных вопросов
Мир
Во Франции указали на саботаж мирного процесса по Украине со стороны лидеров ЕС
Мир
Фон дер Ляйен заявила о планах ЕС принять 19-й пакет санкций в сентябре
Мир
В Сербии не будут вводить чрезвычайное положение из-за протестов

На Ставрополье чабаны грозят восстанием

Местные власти выселяют овцеводов из их временных жилищ
120
На Ставрополье чабаны грозят восстанием
Фото: РИА НОВОСТИ/Александр Гращенков
Выделить главное
Вкл
Выкл

Полпред президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин поручил властям Дагестана и Ставропольского края урегулировать конфликт с семьями дагестанских чабанов, проживающих на территории Ставрополья. Местные власти выселяют десятки дагестанских семей из домов из-за того, что те якобы нарушают миграционное законодательство, не платят налоги, имеют неучтенный скот и оружие. Несколько тысяч чабанов, недовольные действиями властей, грозятся поднять восстание.

Чабан Али-Гиши Исаев разводит овец в Ставропольском крае с 1976 года. Его отара насчитывает 1 тыс. голов. До конца 1990-х годов он работал в колхозе, но затем ушел в «свободное плавание». Семья чабана жила в доме еще советской постройки, который до сих пор имеет статус временного жилья.

Спокойная жизнь дагестанца закончилась в 2005 году, когда вышел федеральный закон, запрещающий регистрацию в жилых и хозяйственных постройках, возведенных на сельскохозяйственных землях. Али-Гиши и всю его семью, включая четверых детей, лишили регистрации, а вскоре к ним пришли приставы с требованием освободить дом.

— Ехать нам было некуда, и мы остались в доме, — рассказывает «Известиям» Али-Гиши Исаев. — Несколько лет было затишье, а в 2008 году приставы приехали с милицией, взломали замки и вывезли все вещи. Вот уже три года мы с семьей зимуем в камышовой пристройке, которую я своими силами утеплил.

На днях приставы вновь приехали к Али-Гиши, сфотографировали его пристройку и сообщили, что намерены выселить его и отсюда, а попутно возбудить уголовное дело за неисполнение решения суда. 

По словам Али-Гиши, только среди его знакомых фермеров в 2011 году аналогичная участь постигла еще 11 семей овцеводов. Еще более категоричны правозащитники Ставрополья.

— В крае не менее шести проблемных районов, в которых находятся сотни фермерских хозяйств, где выселяют чабанов, — объясняет «Известиям» сопредседатель местной правозащитной организации «Общественная палата» Виктор Тимофеев. — В каждом хозяйстве — по 50–60 домов овцеводов. Таким образом, под угрозой выселения оказались несколько тысяч чабанов.

Некоторые семьи чабанов лишаются своего жилья из-за чужих долгов. Если их дома были оформлены на фермерские хозяйства, в случае их банкротства суд принимает решение о принудительном выселении жильцов и продаже имущества.

— Выселяют жестко, приходят с оружием, и иногда дело доходит до драк, — рассказывает «Известиям» правозащитник. — Чабаны рассказывают, что затем их вызывает начальник хозяйства и начинается немой диалог на пальцах: чабан показывает ему один палец или два, имея в виду 1–2 млн рублей. Начальник, в свою очередь, показывает три пальца. Чабан лишь руками разводит — дескать, много. А в ответ видит молча протянутую фигу.

Глава Дагестана Магомедсалам Магомедов несколько раз лично ездил в Ставропольский край на встречу с местным губернатором Валерием Гаевским, но проблему чабанов пока решить не удается. Несколько дней назад в ситуацию вмешался полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. Он собрал совещание с участием чиновников из Дагестана и Ставропольского края и поручил им написать свои предложения по разрешению конфликта.

Представители Дагестана уже подготовили свои предложения.

— Всё очень просто: тем, кого уже выселили, нужно предоставить социальное жилье, а еще не выселенным — позволить перевести бытовую постройку в статус жилого дома, — заявил «Известиям» официальный представитель Дагестана в Ставрополье Абдулла Омаров.

Власти Ставрополья пока еще не представили свои предложения и категорически отказались прокомментировать их «Известиям».

Истоки конфликта между фермерами и властями нескольких районов Ставропольского края скрываются в 1950-х годах, когда правительство СССР взялось за развитие местного овцеводства. На территории края были основаны десятки совхозов, в которые свозили работать жителей Дагестана.

— Русские получали хорошее образование и занимали руководящие должности и те, где требовались специальные знания: ветеринария, инженерное дело, — объясняет официальный представитель республики Дагестан в Ставропольском крае Абдулла Омаров. — А дагестанцы шли работать овцеводами.

Рядом с кошарой (постройка для содержания овец) совхоз строил дом, в котором селился чабан со своей семьей. Таких домов появилось несколько сотен. Чабанов и членов их семей прописывали по месту фактического жительства. Например, в паспорте стояла печать с номером фермерского хозяйства, кошары и, как шутят местные, с номером кибитки.

Однако с распадом Союза совхозы прекратили свое существование. Многие кошары стали ничейными, а фермерские хозяйства обанкротились. Однако практически все чабаны и их потомки остались жить в своих поселениях. Во время приватизации практически никто их них не оформил дом в собственность.

Сейчас, по данным ставропольской прокуратуры, в крае живет 4,5 тыс. фермеров и членов их семей с незаконной регистрацией. Местные власти считают, что чабаны фактически живут вне правового поля: не платят налогов, гоняют неучтенный скот, вооружены и даже, по мнению местных спецслужб, дают убежище боевикам.

— Они привыкли жить в своих домах на птичьих правах и не платить налоги, ссылаясь на то, что ведут личное подсобное хозяйство, — рассказывает «Известиям» замглавы администрации Левокумского района Ставропольского края Владимир Колбасин. — На самом деле они имеют отары по 5 тыс. овец, у многих над домами стоят спутниковые антенны.

Чиновник также подтвердил информацию о том, что у многих чабанов есть охотничье и даже боевое оружие.

— На Новый год, когда у нас принято запускать хлопушки, со стороны кошар слышатся автоматные очереди, — утверждает Владимир Колбасин.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности