Египетские копты прощаются со спокойной жизнью
Попрощаться со 117-м коптским патриархом пришли десятки тысяч человек. Из-за столпотворения у тела, выставленного в минувшее воскресенье для прощания в кафедральном соборе Св. Марка в Каире, даже были жертвы. Три человека погибли, 52 получили ранения.
Выборы нового патриарха состоятся через два месяца. Возглавить одну из самых древних Церквей имеет право человек не моложе 40 лет, проведший последние 15 лет в монашестве.
Христианские иерархи прислали соболезнования по случаю кончины Шенуды III и в один голос высказали обеспокоенность дальнейшей судьбой коптов, оставшихся без признанного всеми лидера.
Шенуда III был для египетских христиан действительно непререкаемым авторитетом. После интронизации в 1971 году он начал активно развивать контакты с мировыми лидерами. Благодаря ему о малоизвестной тогда общине египетских христиан, притесняемой при Насере и Садате, стало известно во всем мире. Покойный патриарх был первым начиная с V века коптским религиозным лидером, встретившимся с папой римским. Чтобы защитить общину от преследований, он стремился к более близким отношениям с другими Церквями.
Во время правления Хосни Мубарака, чья жена была из коптов, положение египетских христиан еще более облегчилось.
— Правительство получало западную помощь, несколько миллиардов долларов ежегодно, и это давало США возможность требовать соблюдения прав религиозных меньшинств, — рассказывает сотрудник Института востоковедения РАН Елена Кривец.
Зато теперь ситуация может резко ухудшиться, учитывая усиление радикальных исламистов в постмубараковском Египте.
— В настоящее время как раз решается, будет ли Египет многоконфессиональной и многонациональной страной или там победит радикальный ислам, — отмечает ведущий специалист Санкт-Петербургского центра изучения Ближнего Востока Александр Сотниченко.
Салафиты, ориентирующиеся на Саудовскую Аравию, относятся к коптам довольно сурово. Они считают, что в Египте надо вводить шариат, а христиан сделать «зимми». Так называются немусульмане, признающие власть ислама и обязанные платить специальный налог «джизью».
— Тем самым коптов могут лишить возможности участвовать в политической жизни страны, — поясняет Сотниченко. — Кроме того, радикальные исламисты вряд ли будут препятствовать навешиванию ярлыков «пособников военного режима», а также попыткам со стороны мусульман поднять вопрос о законности владения египетскими христианами обширным имуществом.
О коптах уже ходит немало слухов. В частности, Шенуду III называют инициатором похищения мусульманок, которых якобы держали в монастырях, чтобы обратить в христианство, подвергая побоям и унижениям.
Копты составляют порядка 10% от 80-миллионного населения страны. Они работают в финансовой сфере, в ИТ, занимаются ювелирным бизнесом.
— Эта группа играет значительную роль в жизни Египта, многие выходцы из их среды занимают значительные посты в самых разных отраслях, — рассказывает преподаватель РГГУ, эксперт Института Ближнего востока Сергей Серегичев. — Например, коптом является экс-генсек ООН Бутрос Гали.
Спасением для них может стать сближение с умеренными «Братьями-мусульманами», получившими на прошедших в декабре выборах большинство в египетском парламенте.
— Умеренные исламисты выступают за многоконфессиональное государство, и копты, вероятно, будут блокироваться с ними, — считает Сотниченко.
Преемник Шенуды III, кто бы им ни стал, должен будет продолжать политику межконфессионального сближения, иначе копты останутся один на один со своими недоброжелателями, считает аналитик Центра консервативных исследований МГУ Владислав Гулевич.
— Копты не считают современную ситуацию преследованием, это, по их мнению, ничто по сравнению с гонениями на христиан при римском императоре Диоклетиане в 284 году, — поясняет Елена Кривец из ИВ РАН.
Однако положение коптов остается непростым, и возможность возникновения межконфессионального конфликта довольно велика. Особенно если руководство страны будет пытаться направить недовольство правительством в русло межконфессиональных распрей. А такое уже было в начале октября прошлого года, когда в Каире произошли столкновения между мусульманами и христианами после закрытия церквей под Асуаном.