В ЦДР поставили спектакль про эвтаназию
В Центре драматургии под руководством Рощина и Казанцева — премьера спектакля «Путешествие Алисы в Швейцарию». Постановка стала первой ласточкой нового проекта «Кумиры. Новый формат», в рамках которого на территорию «новой драмы» впервые шагнула легендарная актриса Ольга Яковлева.
Поскольку в спектакле ей уготована роль второго плана, очевидно, что главную актрису театра Анатолия Эфроса привлек литературный материал. Помимо того что популярный в Европе швейцарский драматург Лукас Берфус затрагивает некомфортную и неоднозначную тему эвтаназии, он создает пронзительное произведение, где ирония и предельная откровенность (порой граничащая с натурализмом) идут рука об руку.
«Путешествие Алисы…» — пьеса, в которой тема смерти — предлог для разговора о родственных связях, жажде жизни, любви и праве выбора. Все персонажи делятся на тех, кто хочет умереть, и тех, кто помогает этому желанию осуществиться.
На одном полюсе стоит врач Густав Штром (Александр Ливанов) по прозвищу «Доктор смерть». Неизлечимо больные люди приезжают к нему, чтобы навсегда избавиться от мучений. Штром считает эвтаназию делом жизни, ради призвания он жертвует карьерой (медицинское сообщество лишает его лицензии), отказывает себе в праве любить (после развода он впервые влюбляется, но дальше «драмы невыраженных чувств» дело не доходит).
На другом полюсе — новая пациентка Штрома Алиса, филигранно и отчаянно сыгранная Еленой Морозовой. Путешествие, в которое отправляется героиня, напоминает путь ее тезки из сказки Льюиса Кэрролла, только вместо сказочной страны она оказывается в стране легализованной эвтаназии (Швейцарии), а вместо пузырька с надписью «выпей меня» употребляет смертельную дозу рохипнола.
На пути у палача и жертвы — двое. Последовательница Штрома, безнадежно влюбленная в своего патрона медсестра Ева (Анастасия Марчук) и мать Алисы — Лотта (Ольга Яковлева). Первая мучительно ревнует Штрома к пациентке, но по понятным причинам ее душевные муки длятся недолго. Для второй решение Алисы становится роковым ударом. Пережить смерть дочери Лотта не сможет.
Сцены Алисы и Лотты — самые сильные в спектакле. Драматург грустно подмечает абсурдность взаимоотношений близких людей. Подчас признаться в любви родному человеку оказывается сложнее, чем выпить смертельную дозу лекарства — оттого прощание матери и дочери оборачивается неловкой, душераздирающей сценой.
Главное достоинство спектакля молодого режиссера Виктории Звягиной — полное отсутствие сентиментальности и слащавости. «Путешествие Алисы...» — спектакль жесткий, напрочь лишенный фальши и красивости. Чуть потеряв в ритме, отказавшись от постановочных изысков, Звягина делает ставку на актерские работы и бережно сохраняет текст. В результате проигрывает в тех сценах, где исполнитель роли Штрома произносит длинные монологи. Но выигрывает, позволив каждому герою рассказать свою историю.