Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп указал на важность встречи с Путиным на Аляске для России и США
Происшествия
Тело федерального судьи обнаружили в Волгоградской области
Мир
Полиция Украины заявила о перекрытии десятков каналов выезда уклонистов за рубеж
Мир
Трамп одобрил миллиардный иск Меланьи к сыну Байдена за клевету
Мир
В США рассекретили письма о фабрикации данных о якобы вмешательстве РФ в выборы
Армия
Силы ПВО за три часа сбили 13 украинских БПЛА над регионами России
Общество
Актриса Санаева призвала не бояться показывать фильмы Балабанова молодежи
Страна
Более 100 млн рублей направят на обустройство платных парковок в Перми
Авто
Автоэксперт назвал способ дороже продать автомобиль
Происшествия
Ребенок пострадал в результате атаки БПЛА ВСУ в белгородском селе Таврово
Авто
Раскрыта дата старта продаж в России пикапа JAC с дизелем
Происшествия
В Иваново водитель сбил двух переходивших дорогу подростков
Мир
Новак поддержал предложение продлить запрет на экспорт бензина из РФ
Мир
В ГД заявили о попытках Украины сорвать переговоры Путина и Трампа
Общество
МВД объявило в розыск экс-депутата Госдумы от Крыма Бальбека по статье УК РФ
Армия
Самолет с освобожденными из плена бойцами ВС РФ приземлился в Подмосковье
Мир
Политолог допустил смягчение антироссийских санкций ЕС в сфере энергетики

«Обычную гальку или ракушку Генри Мур делал произведением искусства»

Анита Фельдман — о сюрреалистических скульптурах, авангардной Мадонне и взаимодействии арт-объектов с пейзажем
0
«Обычную гальку или ракушку Генри Мур делал произведением искусства»
Анита Фельдман. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов
Выделить главное
Вкл
Выкл

22 февраля в музеях Московского Кремля открывается выставка «Генри Мур и классический канон современной скульптуры». В России нет ни одного произведения знаменитого английского автора, и возможность познакомиться с его творчеством можно назвать уникальной. Обозреватель «Известий» встретилась с главным хранителем Фонда Генри Мура Анитой Фельдман.

— Какие периоды творчества Генри Мура представлены в экспозиции?

— Выставка ретроспективная, показывает все этапы карьеры Мура. Он работал более 60 лет — с 1920-х до 1980-х. В ранние годы он интересовался первобытной культурой — делал наброски со скульптур из Африки, доколумбовой Америки, Мексики, Месопотамии в коллекции Британского музея в Лондоне. В произведениях этих культур он видел настоящую энергию, живость. Ему нравилась идея «верности материалам», он любил естественную форму камня, дерева, исследовал очертания элементов природы.

— Чем была вызвана смена эстетики?

— В 1930-е годы в Великобританию приехали многие художники, скульпторы, архитекторы из Европы, — они бежали в Лондон от фашизма. Мур подружился с многими из них — например, с нидерландским художником Питом Мондрианом, с немецким архитектором Вальтером Гропиусом, русским художником и скульптором Наумом Габо — все они жили по соседству. Он заимствовал у них идеи и все больше оказывался вовлеченным в сюрреалистическое движение, участвовал в «интернациональной выставке сюрреалистов» в Лондоне в 1936 году. Так оформились некоторые важные для Генри Мура темы превращений и метаморфоз — преобразование одних предметов в другие, деревьев и камней — в человеческие фигуры.

— Первый зал выставки — мелкая пластика, второй — более масштабные работы. Залы разделены по хронологическому принципу?

— Нет, здесь скорее жанровое разграничение. Мур, например, делал миниатюрные гипсовые модели скульптур — они могли поместиться в ладони. Эти белые фигурки он раскрашивал. Все стены его студии были увешаны полками с коллекцией природных материалов: морские раковины, коряги, кости животных, которые он подбирал прямо под ногами в пригороде Лондона — в Перри Грин. 90% работ Мура — небольшие модели. В то же время люди знают его масштабные скульптуры, созданные для открытых пространств — городских площадей, полей, парков. Так, в Москве выставлен макет знаменитой полулежащей фигуры, созданной для здания ЮНЕСКО в Париже.

«Обычную гальку или ракушку Генри Мур делал произведением искусства»

— Какие материалы были для Мура наиболее интересны?

— Ему нравилось сопротивление материала, он вырезал фигуры из дерева, камня. Даже его рисунки очень энергичны, нет нерешительных линий. Он из тех скульпторов, которым нравится не составлять фигуру, а высвобождать ее из глыбы, где она уже заключена. Он угадывал скрытые желания камня, работал с бетоном, свинцом, бронзой.

— Насколько его работы взаимодействуют с архитектурной средой?

— Мур всегда говорил, что не любит работать с архитекторами — и тем не менее постоянно с ними работал. Когда он начинал карьеру в 1920-е, скульптура и архитектура были далеко не равноправны. Архитектор строил здание и затем приглашал скульптора, чтобы его украсить. Мур был против вспомогательной, рабской роли скульптуры.

Он хотел видеть свои работы в пейзаже на открытом воздухе, считал поля графства Хартфордшир хорошим фоном. С другой стороны, как социалист, он был уверен, что у современного искусства своя роль в обществе — оно может объединять людей. Особенно важно это было во время Второй мировой войны и и в последующие годы, когда строили много новых зданий взамен разрушенных.

— Тогда же и возникли в его творчестве темы семьи и материнства?

— Да, он считал, что через «семейные группы» и тему «мать и дитя» можно перекинуть мостик к истории искусства. Он не возвращается в прошлое, но соединяет с ним настоящее и будущее — у него очень оптимистичный взгляд. Это авангардные скульптуры на исторические темы.

— Одна из самых знаменитых работ Мура установлена в храме...

— В 1943 году Мур получил заказ сделать «Мадонну с младенцем» для церкви святого Матфея в Нортгемптоне. Многим обращение современного скульптора к священной теме казалось кощунством. На выставке представлен макет этой Мадонны и другие композиции на тему «мать и дитя». 

— Как творчество Генри Мура воспринимали современники?

— Было заметное движение «против Мура»: он был слишком оригинален, от него «отталкивались». Например, английский скульптор Антони Каро в 1950-е был ассистентом Мура, а потом стал делать инсталляции из раскрашенного металла в совсем другой манере.

— Различается ли трактовка творческого наследия Генри Мура в разных странах?

— Подход к работам Мура в разных странах разный, но в его творчестве важнее универсальность. Мур — гуманист, для него важно внимание к естественной форме. Мы можем пойти на пляж, найти такую же гальку или ракушку, но он делал их произведениями искусства.

Выставка открыта до 10 мая

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности