Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Россия и Египет призвали к прекращению огня в секторе Газа в Рамадан
Культура
Музыканты сербской группы «Джепови» рассказали о любви к России
Общество
Мэр Белгорода рассказал о ликвидации последствий ракетных атак ВСУ на город
Мир
Актриса Дженнифер Лик из «Молодые и дерзкие» умерла от редкого заболевания мозга
Общество
Фестиваль «Брат-2: живой Soundtrack» стартует в Петербурге
Недвижимость
Адвокат назвал способы проверить застройщика на стадии котлована
Общество
Девятый арестованный по делу о теракте в «Крокусе» признал вину частично
Авто
Названа причина отсутствия в России дешевых автомобилей из Китая
Общество
Криптобиржа Beribit прокомментировала обыски в своем офисе в Москве
Общество
Минпромторг сообщил о регулярных поставках в Россию препарата от диабета «Фиасп»
Здоровье
Британцы назвали снижающее риск диабета и болезней сердца блюдо
Общество
Суд арестовал девятого фигуранта дела о теракте в «Крокус Сити Холле»
Общество
Писатель назвал способ выработать привычку к чтению
Общество
Одного из террористов привезли к «Крокусу» для следственных действий
Мир
Украинцам рекомендовали готовиться к отключениям электроэнергии
Мир
Конгрессмен Маст представил алфавит из неудач Байдена

Ветка Фаворского против советской пропаганды

На выставке в Литературном музее работы знаменитого советского «формалиста» представлены во всех жанрах
0
Ветка Фаворского против советской пропаганды
В. Фаворский. Из иллюстраций к роману П. Муратова «Эгерия». 1921. Торцовая гравюра (Не изданы). Источник: Serge Lachinov
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Однажды у Фаворского, рисовавшего на пленэре, некий искусствовед поинтересовался, что Владимир Андреевич намерен выразить своим рисунком. Художник ответил: «Я хочу передать, что эта ветка находится над этим местом дороги». 

Кому-то такое объяснение может показаться примитивным, но стоит вспомнить, что для Фаворского важнейшей всегда была категория изобразительного пространства. Вероятно, именно приверженность автора к сугубо пространственным решениям подразумевали сталинские идеологи, когда привешивали ему загадочный ярлык «формалиста».

Фаворский стал одной из ключевых фигур для отечественного искусства ХХ века, несмотря на то, что работал он преимущественно в гравюре — весьма специфической области, которую не отнесешь к разряду стилеобразующих. Однако посредством ксилографий, многие из которых предназначались для оформления книг, Владимир Андреевич умел с блеском решать сложнейшие художественные задачи, им же самим перед собою поставленные.

Не секрет, что в официальном советском искусстве цели истинного творчества нередко подменялись ориентирами пропагандистского толка. Этой тенденции Фаворский противостоял всю жизнь — и в своих теоретических писаниях, и в графических листах.

Надо сказать, в «послужном списке» этого художника значится не так уж много оформленных книг: к работе он относился очень ответственно, над каждым заказом работал подолгу, да и к тому же был крайне разборчив в литературных предпочтениях.

Зато каждый новый иллюстративный цикл, будь то гравированные сюжеты к «Слову о полку Игореве», «Борису Годунову», повестям Бориса Пильняка или национальному киргизскому эпосу «Манас», оказывался событием для людей, чувствующих и понимающих роль визуальной культуры.

Многие из книжных работ Фаворского стали хрестоматийными, но хватает и подзабытых, знакомых только специалистам. На выставке в Литературном музее перед публикой предстанут и те и другие — плюс подготовительные рисунки, эскизы, гравировальные доски и раритетные издания с иллюстрациями Фаворского. Этот показ приурочен к публикации первого полного каталога издательской графики знаменитого автора.

Рыцарь пространства

3–23 февраля

Выставочный зал Литературного музея

Трубниковский пер., 17, тел.: (495) 695 46 18. Вторник, четверг, суббота с 11.00 до 17.00, среда, пятница с 14.00 до 18.00

Комментарии
Прямой эфир