Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Зеленский поблагодарил сенат за одобрение законопроекта о помощи Украине
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в селе Абатском в Тюменской области поднялся за сутки на 149 см
Происшествия
В Ростовской области загорелся склад на площади 600 кв. м
Мир
Трамп указал на попытки демократов обвинить его в связях с Россией
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Мир
МИД Бразилии заявил о пропаже или гибели четырех наемников на Украине
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Общество
Авиакомпаниям рекомендовали высаживать людей при духоте в самолетах
Происшествия
Губернатор Смоленской области сообщил о пожарах на объектах ТЭК после атаки БПЛА

Опрос «Известий»

Считаете ли вы, что производительность труда в российской металлургии соответствует мировым стандартам?
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сергей Собко, председатель Комитета Госдумы РФ по промышленности:
– Нет, конечно. Весь реальный сектор экономики России нуждается в модернизации. Невозможно, чтобы в одной стране определенная отрасль промышленности развивалась какими-то исключительными темпами, а остальные оставались в зачаточном состоянии. Сегодня нет единого простого решения, как быстро повысить производительность труда в металлургии. Нельзя просто добыть сырье, переплавить нужный сплав и продать, нужно быть прежде всего конкурентоспособным. На это в том числе влияет энергетическая политика, которая проводится в стране. Кроме того, целое поколение специалистов «выпало» из производства, это те люди, которые могут на глаз определить качество выплавляемой стали. Конечно, можно, как говорится, и блоху подковать, выстроить образцово-показательное предприятие и показывать его всей стране. А что дальше? Для того чтобы говорить о производительности труда, мы должны выстроить систему заинтересованности, обеспеченности оборудованием, эффективную систему подготовки кадров, выстроить в целом по стране, во всем реальном секторе экономики, а затем уже приходить туда с инновациями и говорить о достижениях мирового уровня.

Юрий Волков, аналитик:
– Я думаю, что производительность труда на предприятиях российской металлургической отрасли отстает от производительности труда аналогичных производств в Европе и США, в тех странах, которые относятся к развитым рынкам. У меня нет свежих и точных цифр, но приблизительно на 20–30%. При этом есть и вторая сторона вопроса. Техническая вооруженность наших предприятий металлургической отрасли достаточно высокая. С точки зрения технологии наш производитель сегодня не отстает от европейских и американских предприятий.
Главная причина российского провала по производительности труда носит социальный характер. Наши металлургические комбинаты в подавляющем большинстве случаев являются градообразующими предприятиями. Даже там, где произошла модернизация и руководство могло бы сократить людей, потому что они стали уже лишними, сокращение проходит сложно. На это жалуются российские металлурги. Еще хуже ситуация в Африке, в ЮАР, например, вообще запрещено сокращать рабочих.

Ярослав Кабаков, кандидат экономических наук, ректор Учебного центра «ФИНАМ»:
– На данный вопрос нельзя ответить однозначно. В металлургии есть множество различных этапов производства, сильно отличающихся друг от друга, мировая металлургия также не является однородной по своему составу. Там есть и лидеры, и аутсайдеры, есть суперсовременные производства с минимумом людей, а есть те, где все делают по лекалам даже не XX, а XIX века. Кроме того, несмотря на классическое определение производительности труда, стоит учитывать и другие факторы, влияющие на нее и способные изменить ее показатели. C учетом всего этого и стоит рассматривать производительность труда в российской металлургии.
Технологический уровень наших металлургов не является причиной для такого положения дел. В отрасли практически постоянно идет модернизация, происходит обновление оборудования, внедрение новых технологий производства. Здесь мы стоим вровень с ведущими металлопроизводящими странами и иногда даже опережаем их. Но не дают повысить нам производительность труда совсем другие причины. Во-первых, это до сих пор сохраняющееся у большинства населения страны отношение к работе, не как к делу всей жизни, а как к своеобразной трудовой повинности, в сочетании с твердой уверенностью, что руководство (акционеры) предприятия их обманывают и им надо отплачивать тем же. Во-вторых, большим количеством различных потерь и трат, зачастую ничем не вызванных и непроизводительных. Время, которое расходуется на это, могло бы стать рабочим и привести к увеличению объемов производства, но этого не происходит. В-третьих, несмотря на огромную смекалку нашего народа, используется она, в основном для того, чтобы «объегорить» своего работодателя, а не для того, чтобы сделать свою работу лучше, производительнее и легче. Поэтому у нас крайне мало внедряется различных рационализаторских предложений, способных улучшить работу всего предприятия и поднять производительность труда.

Алексей Коростелев, ректор Московского государственного вечернего металлургического института, профессор:
– В основном да. На ведущих предприятиях отрасли она соответствует мировому уровню. Где-то, конечно, не соответствует. Предприятия металлургии перевооружились уже давно, процентов на 60 в их арсенале современное оборудование. Естественно, там производительность труда такая же, как на предприятиях мирового уровня. Мы, конечно же, контактируем с металлургическими заводами, отслеживаем открытия новых производств. Практически каждый год открываются новые производства, где и оборудование, и производительность труда соответствуют мировому уровню.
Недавно мы были на заводе в Электростали, там устанавливается современное оборудование, люди будут проходить переподготовку для работы на этом оборудовании. Производительность труда выражается в денежном эквиваленте выпущенной продукции на одного работника. В Электростали выпускают жаро­прочные сплавы для авиации, понятно, что там высокая производительность труда.

Валентин Тазетдинов, управляющий проектами «Высота 239» и «Железный озон 32» компании ЧТПЗ:
– Если бы не развал советской промышленности, то вопрос о соответствии мировым стандартам производительности в отечественной металлургии оставался бы актуальным до сих пор. Еще лет 15–20 назад большинство металлургических и трубных производств использовали сильно изношенные фонды, многие из них дышали на ладан, а отрасль стояла перед выбором: либо всерьез заняться модернизацией, либо уступить рынок иностранцам. Сегодня в России трудно найти крупное предприятие, которое бы не провело масштабную модернизацию. Только в трубной отрасли объем инвестиций превысил за последние пять лет $10 млрд, и к прошлому году около 70% труб в России уже изготавливались на самом современном в мире оборудовании. С модернизацией в отечественной металлургии производительность труда в отрасли либо превышает мировые аналоги, либо очень близка к ним. В построенном в прошлом году цехе по выпуску труб большого диаметра «Высота 239» 50 тыс. тонн труб в месяц выпускают менее 1000 рабочих. На большинстве производств в мире обычно выработка на человека в два раза ниже. И дело здесь не только в новом оборудовании. Около половины рабочих сегодня – люди с высшим образованием, которые могут одновременно работать сразу по нескольким, обычно трем-четырем рабочим специальностям.

Комментарии
Прямой эфир