Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Спорт
Боец Фомичев назвал скорость ключом к сильному удару
Экономика
ФПК презентовала обновленный поезд «Жемчужина Кавказа» с вагоном-спа
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Спорт
«Металлург» в третий раз стал обладателем Кубка Гагарина
Мир
Аналитик из США заявил о ненужности для Пекина визита Блинкена в КНР
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Мир
Украинцы призывного возраста не смогут получить паспорта за границей
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Общество
СМИ сообщили о задержании бывшего первого зампреда правительства Подмосковья
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
Директор «Кукрыниксов» поддержал идею об установке камер возле могилы Горшенёва

Вечный «Фауст» опоздал на два часа

На премьере Александра Сокурова подвела техника, но зрители все списали «на мистику»
0
Вечный «Фауст» опоздал на два часа
Кирилл Дмитриев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Петербурге «Фауста» решили показать в филармонии, в легендарном Большом зале, вмещающем полторы тысячи человек. Хотя народу было заметно больше. А в партере блистал едва ли не весь бомонд северной столицы. Замечены были Алексей Герман, Валерий Фокин, Вячеслав Бутусов, Татьяна Котегова, Сергей Шолохов, Татьяна Москвина и прочие важные персоны.


Представляя картину, Сокуров признался, что с волнением пошел на смелый эксперимент: «Фауст» демонстрировался в проекции на большущий экран, растянутый посреди академической сцены на тяжеловесных штативах. Режиссер очень переживал и за дискомфорт публики, вынужденной два с лишним часа смотреть серьезное авторское кино сидя на жестких стульях и даже стоя в боковых колоннадах.

Но зрители выдержали. Подвела техника: назначенный на 19.00 показ был предательски прерван в самом начале. Мелькнувшие было первые кадры трижды сменяла «сетка» из красно-сине-зеленых линий. Заминка длилась больше часа. Продюсер фильма Андрей Сигле экспромтом пригласил на сцену Антона Адасинского: как создателю образа Мефистофеля, ему пришлось стать и «ответственным» за происходящую чертовщину, и некоторое время рассуждать о глубине почерка Сокурова, и травить байки о нелегких, но прекрасных съемочных буднях.
Затем публику и вовсе распустили гулять по фойе и любоваться выставленной под охраной статуэткой «Золотого льва». Все это время прокатчики терзали проектор и колдовали с деталями.


В итоге начали крутить «Фауста» около девяти, а закончился просмотр в двенадцатом часу ночи. Никто не роптал, но благородное волнение, конечно же, было несколько сбито.


Впрочем, это ничуть не помешало понять и почувствовать: «Фауст» относится к разряду картин, обязательных к просмотру. И его нужно, а главное — хочется неоднократно пересматривать.


Фильм начинается увертюрой — сказочной панорамой немецкого городка, найденного и частично достроенного ради съемок в чешских горах. Первый же эпизод резко переключает жанр и сознание: доктор Фауст (немецкий актер Йоханнес Цайлер) устало и бесстрастно потрошит столь же безучастный к происходящему труп, тщетно разыскивая в человеческой требухе душу.


Далее на экране наряду с божественной красотой крупных планов, завораживающих видов вулканических пород, ослепительных снегов, пышных лесов и тишайших озер пройдет предостаточно почти физически ощутимой вони, трупов, эмбрионов и теснящихся грязных животных вроде свиней и крыс. Люди у Сокурова — такие же грязные, грубые и неряшливые в буднях и в помыслах.


Стоит заметить, что картина — не экранизация трагедии Гете, а переосмысление материала, кинематографический перефраз поэтики, художественный вымысел по мотивам, развитие вековых философских идей. Рискну предположить, что перед просмотром необязательно перечитывать первоисточник, хотя зритель, разумеется, должен быть подготовленным — но даже не столько начитанным интеллектуалом, сколько честно готовым к умственному и душевному труду.


Фауст у Сокурова — персонаж, режиссером придуманный. В своих лентах о Ленине, Гитлере и Хирохито, вместе с «Фаустом» составляющих законченную тетралогию о довлеющей природе власти, Сокуров также выступает не как документалист, а как профессиональный исследователь, проведший огромную научную работу.


Земная власть, по Сокурову, конечна, внеземная не имеет начала и конца. Фауст в его прочтении желает властвовать над людьми не буквально, а подспудно, для чего занимается своим своеобразным познанием: копается в телах, выискивая что-нибудь, врачу доселе неизвестное, и преследует девушку, которая вместо любовной лавины гораздо более нуждается в помощи психолога.


Несмотря на доскональное знание человеческой природы — в смысле биохимии и анатомических подробностей со всяческими патологиями и прочей требухой, — этот доктор задыхается от немощи земной оболочки, бьется в грубых социальных рамках, а ищет счастья и любви, с коими обращаться совершенно не умеет. Одной из основных тем в фильме, полном мудрейших афоризмов и остроумных реплик, становится фраза издевательская, ерническая, идущая рефреном: «Несчастливые люди опасны!».


Цепляют и почти все реплики из уст Мефистофеля, который у Сокурова превращен в ростовщика, собирателя хлама и душ и отдан на откуп Антону Адасинскому. Для уникального пластического актера, создателя театра DEREVO это первая большая и с ходу очень удачная роль в кино. Камера смакует его картинные крупные планы, выразительные взгляды и физиономии, которые он неподражаемо складывает в сотни разных выражений, от хитрого и комичного до скорбного или гневного. Его персонаж носит, как платье, словно вывернутый наизнанку организм, слегка расплывающийся к бедрам, как груша, но выглядит бестелесным, мягким и подвижным даже в статике. Он умеет чудить, выпить яду и остаться в живых, держаться за воздух и высекать из скалы винный родник.


В широкий прокат лента выйдет 9 февраля: уже сделано около сотни копий. При этом публике в Европе, где проходили съемки, повезло больше: там фильм-призер последнего Венецианского кинофестиваля уже демонстрировался осенью и в начале зимы. Создатели картины, снятой на немецком языке, обещают, что в России будет показано два варианта: с титрами и голосом Сокурова за кадром, как на показе в филармонии, где гармоничный, генетически музыкальный тембр автора «Фауста» замечательно усиливал восприятие.


Комментарии
Прямой эфир