Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин назвал рост доходов граждан России задачей всей страны
Мир
Глава Еврокомиссии заявила о ежегодном оттоке миллиардов из бюджета ЕС в США
Спорт
«Металлург» обыграл «Локомотив» в матче финальной серии плей-офф Кубка Гагарина
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Общество
Мать девочки в «маске Бэтмена» из США осталась довольна работой врачей в РФ
Мир
Захарова назвала позором ПАСЕ одобрение вступления Косово в Совет Европы
Авто
Завод «Москвич» опроверг наличие обстоятельств для банкротства
Мир
В МАГАТЭ указали на игнорирование атакующими ЗАЭС призывов мирового сообщества
Мир
МИД РФ выразил сожаление из-за заявки Аргентины на сотрудничество с НАТО
Мир
Макрон заявил о единогласной поддержке ЕС усиления санкций против России
Общество
Минюст рассмотрит вопрос о включении Мошковича в список иноагентов
Спорт
Украина потребовала не допускать российских дзюдоистов на чемпионат Европы
Общество
Уровень воды в реке Тобол в районе Кургана достиг 10 м
Экономика
Финансовый аналитик спрогнозировал рост курса биткоина во II квартале
Общество
Тестирование на программу «Время героев» для участников СВО прошло успешно
Общество
В Орске восстановили подачу электроэнергии

Как Сталин читал Толстого и Пильняка

«Культура» расскажет о раннесоветских методах уничтожения литературных талантов
0
Как Сталин читал Толстого и Пильняка
Предоставлено пресс-службой телеканала «Культура»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Телеканал «Культура» подготовил к показу новые серии исторического документального цикла «Сталин и писатели» — по одноименной книге Бенедикта Сарнова. Речь пойдет о взаимоотношениях «отца народов» с видными литераторами 1920–1930-х годов.

Рассказчик Сарнов замечательный, и слушать его порой интереснее, чем читать его многостраничные, сугубо литературоведческие труды. Автор умело визуализирует своего героя — не упрощает, но говорит о сложных проблемах просто, понятно и доступно. Как и в книгах, приводит множество документов, но еще и показывает уникальную кино- и фотохронику. 

В отношениях с творческими людьми Сталин преследовал чисто прагматические задачу — создать управляемую литературу, а для этого все средства хороши. Можно превратить писателя в лагерную пыль, расстрелять, изъять из библиотек книги. Можно уничтожить неугодного автора, канонизировав, превратив в плакатное изображение. А можно растлить, уничтожить морально, превратить в полное ничтожество. Собственно, программа Бенедикта Сарнова — это еще и рассказ о сталинских методах по уничтожению талантов.

Первые два фильма «Сталин и писатели. Алексей Толстой» (23–24 января, 23.00) посвящены автору, который всю жизнь пытался примирить авторское «я» с политической необходимостью. Однажды после просмотра спектакля «На дыбе» по одноименной пьесе Алексея Толстого Иосиф Виссарионович заметил:

— Прекрасная пьеса, прекрасный спектакль! У меня только одно замечание — Петр I выведен, пожалуй, недостаточно героически, как этого бы хотелось...

Для писателя это стало руководством к действию. Через два года появился новый вариант пьесы, а через 5 лет — еще один.

— В результате получилось плоско, ходульно и фальшиво, — говорит Бенедикт Сарнов. —  Контраст между лучшими его вещами и заказными был поразителен, даже не верится, что это тот же писатель.

Кроме того, Толстой нужен был Сталину не только как автор повести «Хлеб», прославляющей Сталина и его роль в Гражданской войне, но и как «великий писатель земли советской». Сталин хотел, чтобы витрина государства выглядела респектабельно, ему импонировало, что в его распоряжении есть «свой» граф.

Это вскружило голову Толстому — был он человеком плотским, любил сладко и вкусно жить. Абсолютно искренне звал Бунина на родину, когда встретился с ним в Париже, хвастался, что у него два автомобиля, а коллекция трубок лучше, чем у английского короля. Был приближен к престолу, но вел себя как раб и льстец.

Следующие два фильма (25–26 января, 23.00) рассказывают о судьбе Бориса Пильняка, для которого откровенность оказалась смертоносной.

В 1926 году в журнале «Новый мир» вышла «Повесть непогашенной луны», где писатель прозрачно намекал, что смерть наркома Фрунзе на операционном столе — дело рук Сталина. Большая  часть тиража была изъята, но писатель отделался легким испугом. А Сталин через год выпустил Пильняка по его просьбе за границу, что вызывало удивление в литературных и политических кругах.

— Разгадка в первом письме Бориса Пильняка Сталину, в котором он достаточно откровенно предлагал себя на роль «агента влияния», а Сталин, в свою очередь, этим предложением заинтересовался, — рассказывает Бенедикт Сарнов.

Пильняк, с одной стороны, должен был выступать в роли «мальчика» для показательных идеологических порок, с другой — выполнять конфиденциальные поручения за рубежом.

Финал этой истории вполне закономерен. Писатель был арестован в октябре 1937 года и расстрелян в Москве через полгода.

Истории, рассказанные Сарновым, несмотря на то что повествуют о делах давно прошедших, выглядят на удивление современно и поучительно — игры с властью до добра не доводят. Впрочем, эту прописную истину уже излишне объяснять сегодняшним деятелям искусства.

Комментарии
Прямой эфир