Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
СК РФ начал проверку из-за пнувшей ребенка сотрудницы детсада в Екатеринбурге
Армия
ВС РФ поразили склады с авиатехникой и боеприпасами на трех аэродромах Украины
Мир
Захарова указала на неприкосновенность замороженных Западом активов РФ
Экономика
Песков назвал конфискацию активов РФ «солидным гвоздем» в гроб экономики Запада
Мир
В МИД Польши указали на отсутствие доказательств подготовки РФ к ядерному удару
Происшествия
В Барнауле мужчина сбросил со второго этажа ж/д вокзала малолетнюю дочь
Армия
Российские войска взяли под контроль Новобахмутовку в ДНР
Мир
При стрельбе в немецком Дюссельдорфе погиб человек
Мир
В Испании заявили о развитии ВС России ударными темпами
Авто
Китайский бренд автомобилей Exeed рассказал о новинках для России
Мир
В Швеции женщина провела акцию с сожжением Корана
Общество
Песков указал на нарастающую с украинской стороны панику на фронте
Мир
Илон Маск прибыл с необъявленным визитом в Пекин
Происшествия
Четырехлетний мальчик пропал в Улан-Удэ
Общество
В Авдеевке нашли захоронения мирных жителей со следами пыток
Экономика
Правительство РФ продлило квоту на экспорт удобрений в объеме 19,7 млн т
Происшествия
Скелет человека обнаружили в лесном массиве в Новой Москве

Жалоба Бетховена на нищету могла бы принести ему $ 190 тыс.

Скромные архивы превращаются в мощные финансовые активы
0
Жалоба Бетховена на нищету могла бы принести ему $ 190 тыс.
Людвиг ван Бетховен на портрете Карла Штилера 1820 г.
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сокровищница материальных ценностей классической музыки пополнилась сразу двумя находками.

В Институте Брамса в Любеке обнаружено огромное шестистраничное письмо Бетховена к другу, композитору Францу Штокхаузену. Документ способен произвести сильное впечатление не только на владельцев аукционных домов. На всех шести страницах немецкий гений почти непрерывно жалуется на отсутствие денег. Он просит Штокхаузена помочь в поиске спонсора, способного выкупить «Торжественную мессу», которую Бетховен называет своим главным творением.

Между делом он сокрушается, что не может разыскать стоматолога, который писал ему письмо и изъяснялся в любви к музыке. Очевидно, у Бетховена не хватало денег на дантиста, и он хотел воспользоваться любезностью меломана, либо же посвятить ему в благодарность за вылеченные зубы небольшое сочинение.

Эпистолярный памятник в очередной раз доказывает, что многие гении музыки прошлого — в отличие от их современных коллег — не могли отвлечься от мыслей о пропитании и на пике славы, и на склоне лет. Знал бы Бетховен, что сейчас одно такое письмо могло бы обеспечить его на несколько лет: специалисты оценивают рукопись в $190 тыс. В прошлом году листок, на котором Бетховен написал всего шесть слов (продукты, которые ему нужно было купить), ушел с молотка за $75 тыс.

Вторая находка — фортепианная пьеса Иоганнеса Брамса — обнаружена в библиотеке Принстона в США. Честь открытия принадлежит знаменитому дирижеру-аутентисту Кристоферу Хогвуду. Он оказался внимательнее коллег и заметил автограф 20-летнего Брамса в большой гостевой книге, привезенной из Германии.

Двухминутная пьеса имеет традиционное для немецких романтиков название Albumblatt — «Листок из альбома». Находка стала настоящей сенсацией. Свои ранние сочинения Брамс старательно уничтожал, и «Листок» пополнит весьма скудную коллекцию сохранившихся рукописей.

Мир впервые услышит миниатюру 21 января: в эфире BBC Radio 3 ее исполнит знаменитый венгерский пианист Андраш Шифф.  Музыковеды уже узнали мелодию «Листка»: спустя 12 лет Брамс вновь использовал ее в Трио для валторны, скрипки и фортепиано ор. 40.

Мировой океан неразобранных архивов выбрасывает на берег сенсационные находки нечасто, но регулярно. В подавляющем большинстве случаев речь идет об отрывках, эскизах, записках, принадлежащих перу музыкальных гениев. И лишь изредка на свет всплывают целостные манускрипты.

В последние годы наибольший резонанс вызвали Первая симфония Малера, обнаруженная в Израиле, неизвестная ария Баха, найденная в коробке с поздравительными открытками в Веймаре, «Большая фуга» Бетховена, затерявшаяся в Пенсильвании, и две клавирные пьесы Моцарта, лежавшие в зальцбургских архивах.

Чтобы оценить ценность этих открытий, достаточно сказать, что во второй половине ХХ века было обнаружено лишь около 10 рукописей Моцарта.

Именно Моцарту принадлежит самый дорогой нотный манускрипт, когда-либо проданный с аукциона. В 1987 году сшитые в один переплет партитуры девяти его симфоний были проданы за $ 4,136 млн (почти $ 8 млн. в нынешних ценах). Второе место с 2003 года удерживает автограф Девятой симфонии Бетховена, ушедший с молотка за $ 3,47 млн.

Подобные рукописи способны соревноваться с величайшими музыкальными инструментами прошлого. Стоимость скрипки Страдивари «золотого периода» сопоставима с ценой крупной партитуры Баха, Вагнера или Моцарта.

Однако самая дорогая скрипка кремонского мастера была продана в 2011 году за $ 15,9 млн и тем самым побила рекорд материальной ценности в сфере классической музыки. Дороже была оценена только знаменитая скрипка «Экс-Вьетан» Гварнери ($ 18 млн.), однако она до сих пор не нашла покупателя.

Нотные рукописи обычно котируются гораздо выше текстовых манускриптов. Однако абсолютный рекорд среди рукописных памятников принадлежит все же буквенному, а не нотному тексту. Самым дорогим манускриптом в мире сегодня является «Кодекс Лестера» Леонардо да Винчи, приобретенный миллиардером Биллом Гейтсом в 1994 году за $30,8 млн долларов.

Комментарии
Прямой эфир