Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Танк Leopard привезли на выставку трофейной техники в Москве
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Днепре
Происшествия
«Известия» показали кадры последствий обстрела ВСУ Донецка
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении трех украинских БПЛА над Брянской областью
Армия
Силы ПВО уничтожили еще два украинских дрона над Брянской областью
Мир
Песков назвал предрешенной участь Зеленского
Политика
Захарова указала на временный характер задержек на границах РФ
Наука и техника
В России создали первую в мире космическую станцию для наблюдения за Арктикой
Мир
В Армении два человека погибли и 20 пострадали при падении автобуса в овраг
Экономика
Безработица в РФ в марте обновила исторический минимум в 2,7%
Происшествия
Силы ПВО уничтожили украинский БПЛА над Брянской областью
Мир
В Норвегии туриста оштрафовали на $1,1 тыс. за беспокойство моржа
Авто
Автоэксперт назвал указывающие на поддельную автозапчасть признаки
Общество
В Москве суд арестовал продюсера агентства Reuters Габова
Экономика
Импортозамещенный SJ-100 прилетел в Жуковский для подготовки к испытаниям
Мир
В МИД Германии прокомментировали призыв Китая к расследованию теракта на СП
Общество
В Москве раскрыли совершенное 12 лет назад убийство

Если за год вышло несколько десятков не проходных книг, нашей литературе еще есть куда падать

Писатель Вадим Левенталь — о литературных итогах года
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Собираясь подводить литературные итоги 2011 года, приступаешь к этому с нелегким сердцем. Слишком много неприятного для русской литературы обнаружилось за этот год. Главная неприятность, влекущая за собой все остальные, — продолжающаяся монополизация книжной отрасли. То, что монополистов тут два, сути дела не меняет: независимые издательства всё больше и больше задыхаются, круг серьезной литературы, за которую они в ответе, становится всё уже и уже. Сколько-нибудь заметный литературный дебют за весь год случился только один — небольшой и очень интересный роман киевского писателя Алексея Никитина «Истеми». Только что вышел и второй роман писателя, «Маджонг», но читать его будут (если будут) уже в новом году. 

В отсутствие притока новых имен литпремии переливали в новые мехи старое вино. Жюри «Букера десятилетия» трусливо самоустранилось от трудного выбора между Прилепиным, Улицкой и Сенчиным, присудив премию роману покойного Чудакова — книге, приятной во всех отношениях и во всех отношениях необязательной. Три премии «Большой книги» достались, в порядке убывания, Шишкину, Сорокину и Быкову — знакомые всё лица! Знакомые и по предыдущим награждениям «Большой книги» в том числе. Нового тут только то, что все три книги вышли в АСТ и подконтрольном ему «Прозаике», из чего легко сделать вывод, что борьбу за власть внутри «Большой книги» безнадежно проиграл второй книгоиздательский монстр, «Эксмо». Вывод этот, правда, неутешительный — значит, все последующие «Большие книги» будут выходить исключительно в АСТ. Разнообразия и интриги литературной жизни это явно не прибавит. Что же касается чисто литературной стороны, то «Письмовник» Шишкина и впрямь заслуживает любой премии, но то, что выбор в его пользу был сделан из крайне слабого шорт-листа, делает эту победу пресноватой на вкус.

Вообще же после Болотной и Сахарова трудно отделаться от ощущения, что все это литературные итоги не то прошлого, не то позапрошлого года.

Не скучным в премиальной жизни было разве что противостояние Быкова и Фигля-Мигля на «Национальном бестселлере». Тогда, в июне, победа формально осталась за Быковым, но многие говорили о моральной победе Фигля-Мигля, чей роман «Ты так любишь эти фильмы» автор этих строк и назвал бы главной новинкой русской литературы 2011 года. Споры о «Фильмах» не утихают до сих пор — то там, то здесь появляются разгромные статьи, свидетельствующие  только об одном: пишуще-читающая братия радикальным образом отвыкла от серьезного, сложного, игрового чтения. Всё, что чуть умнее коллективных братьев Стругацких, чуть сложнее коллективного Лимонова, чуть непривычнее Пелевина и Сорокина, кажется публике  оторванностью от жизни, неумением построить сюжет, да и вообще «ты чё, самый умный, да?»

И это еще один печальный итог несправедливого устройства книжной экономики: чем дальше, тем больше мы и в литературном отношении становимся безнадежной провинцией.

В то же время, когда выписываешь на салфетку достойные упоминания книжные новинки-2011, салфетки не хватает — более того, скоро понимаешь, что все хорошие и важные книги в одной короткой колонке, пожалуй, и не упомянуть. Это и напечатанные в «Волге» уморительно смешные «Копи царя Соломона» Владимира Лорченкова, и «Живущий» всё больше и больше набирающей мощь Анны Старобинец, и вдохновенный «Юрий Гагарин» Льва Данилкина. Из нон-фикшн наибольшее впечатление произвели «Дневники» Любови Шапориной, а под конец года вышла «Физика будущего» Мичио Каку, и если она хоть вполовину так же хороша, как его же «Физика невозможного», то это книга, за которой нужно бежать сломя голову.

В конце года вообще случился обвал громких переводных новинок, из которых в первую очередь я бы назвал «Свободу» Джонатана Франзена — мощнейшее полотно, читая которое, будто прикасаешься к колотящемуся сердцу человечества. И дело вовсе не в том, какие «проблемы» Франзен «поднимает», а в том, что он чисто художественными, романными средствами проникает в саму структуру человеческой жизни и коллективного бессознательного. Кстати, буквально на днях вышел 20-й том «Семинаров» Жака Лакана — новинка это негромкая, но очень важная для всего ученого гуманитарного сообщества.

Справедливости ради нужно бы упомянуть и монструозных «Благоволительниц» Литтелла, и нового Эко (лично я бросил читать его уже после третьего романа), и еще одного Уэльбека (которого вы не заставите меня читать ни за какие коврижки), и второго, по-русски, Каннингема (который как раз хорош), и — перечисление это, как ремонт в квартире, невозможно закончить, можно только волевым усилием прекратить.

То, что мне не по вкусу пришлись «Женщины Лазаря» Марины Степновой, показалась неудачей «Черная обезьяна» Захара Прилепина и немного набили оскомину фантастические новинки от Андрея Рубанова, — что ж, не исключено, что это мои личные проблемы; во всяком случае, все эти книги оживляли литературную жизнь в 2011 году.

Итог, таким образом, выглядит, как ни странно, довольно оптимистично: если за год вышло несколько десятков не проходных книг, значит, нашей литературе еще есть куда падать, еще есть, что терять. А значит — с Новым годом! И — будем надеяться — с новым книжным годом!

Комментарии
Прямой эфир