Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Задержанный замминистра обороны Иванов днем присутствовал на заседании коллегии
Общество
Шлейф пепла вулкана Шивелуч на Камчатке протянулся на 92 км
Мир
МИД КНДР назвало Зеленского звездой в написанном США сценарии
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации четвертого БПЛА над регионом
Общество
В Москве заметили захваченную в боях с ВСУ трофейную технику
Мир
Минфин США ввел санкции против двух компаний и четырех физлиц из Ирана
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Общество
Глава минздрава Крыма заявил о готовности уйти в отставку в случае нехватки лекарств
Культура
Актер Александр Лойе рассказал о съемках в Перми сериала «Операция «Карпаты»
Армия
Военные ВКС РФ нанесли удар по позициям ВСУ в окрестностях Часова Яра
Общество
Синоптики пообещали москвичам сухую погоду и до +16 градусов в среду
Армия
Расчеты гаубиц «Мста-СМ2» уничтожили позиции ВСУ на купянском направлении
Общество
Стали известны подробности дела задержанного замглавы Минобороны России
Мир
В США заявили об уязвимости новых поставок оружия ВСУ перед ВС РФ
Общество
Метеорологи назвали сроки потепления в Москве и Санкт-Петербурге
Мир
Постпред Ульянов раскритиковал заявление Столтенберга о соседстве с Россией

«Театру нужны честные выборы»

Сергей Шуб о лидерах, раскладушках и утраченном бренде
0
«Театру нужны честные выборы»
Юрий Богатырев/ Фото из архива театра
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Директор театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб рассказал обозревателю «Известий», почему театр должен быть остросоциальным и работать на конкурсной основе. 



— В этом сезоне «Балтийский дом» отмечает 20-летие. Его предшественнику, Театру им. Ленинского комсомола — 75-лет. С какими мыслями и настроениями празднуете сразу две юбилейные даты? 


— Меня сегодня беспокоят три проблемы. Первая, и главная — каким должен быть театр. Мы все тщетно пытаемся придумать некую общую модель, но это большая ошибка. Истина, мне кажется, в том, что театры должны быть разные: во главе одного должен стоять худрук, во главе другого — директор. Есть театры, где основная созидательная энергия исходит от творческой единицы, и есть коллективы, в которых работают иные механизмы и способы организации театрального дела. То же касается и разнообразия способов формирования труппы по принципу срочных или бессрочных контрактов. Театр — это живой, изменчивый организм, а служба в нем — это дисциплина, соблюдать которую готовы не все. Кто-то предпочитает стабильность и социальную защиту, кто-то — свободу.



— А вторая проблема?


— Ее обсуждали на шестом съезде Союза театральных деятелей, который прошел в Москве в октябре: зачем сегодня вообще нужны театры. Востребован ли театр как художественный и общественный элемент? Я, например, понимаю, для чего нужна скорая помощь и за что платят медсестре. А почему нужно платить театрам? Без врачей заболеешь — и помрешь, а без артистов худо-бедно, но все-таки можно прожить.



— Но разве искусство не отвечает за нравственное здоровье общества?


— Ну, образование тоже за это в ответе. А именно люди театра должны постоянно отвечать на вопрос: кому мы нужны кроме самих себя? Знаете, есть старый пример: фабрика сто лет делает калоши, которые давно уже никто не покупает, но работникам нравится процесс.



— Вы готовы предложить театрам способ доказать свою состоятельность?


— Говорите с людьми на темы, которые их действительно волнуют! Мне в этом плане всегда был близок злободневный политический театр. Когда я в советское время работал завлитом, мы «пробивали» проблемные пьесы Разумовской, Гельмана, Шатрова, Арбузова, Вампилова. Сегодня западный театр все больше поворачивается к остросоциальным проблемам, к тому, что происходит за окном, что касается каждого. Я давно и с большим нетерпением жду появления достойной современной пьесы, которая отражает и объясняет наши, отечественные реалии.



— Из неназванных проблем осталась...


— ...Проблема лидерства. Она останется актуальной для любого театра до тех пор, пока в нем не появится настоящий лидер, который будет приходить на работу с утра и уходить поздно вечером, и даже ставить в своем кабинете раскладушку на ночь. Наше театральное сообщество с ностальгией говорит сейчас об утраченном бренде русского репертуарного театра, о сбитой системе координат. В советское время, при всех плюсах и минусах, в театрах было главное: ощущение одной большой театральной семьи, или «коммунальной кухни», где друг друга подчас ненавидели, но последний рубль готовы были отдать.


— Откуда же взяться такому лидеру и такой атмосфере сегодня? 


— Я бы предложил заключать срочные контракты с главными режиссерами, худруками и директорами. Так работают в Европе, и в этом есть рациональное зерно. Нам тоже стоит практиковать регулярную сменяемость театрального руководства. Но решать, кого снять, а кого назначить, когда и почему, должна не правительственная комиссия, и не театральные критики. Мои педагоги учили, что театральный критик не имеет права входить в театр со служебного входа, дабы не поддаться соблазну пытаться «вершить судьбы» театров и избежать излишней предвзятости в оценке театральной «продукции». Я — за объективный механизм обновления руководства театров. Причем, на конкурсной основе. 



— Конкурс в театре — это как?


— Пусть кандидаты приходят в театр каждый со своей программой — внятной, четко изложенной, по пунктам обоснованной — и соревнуются, чья лучше. В комиссию должны входить представители труппы и учредителей театра, авторитетные люди в мире искусства. Это даст каждому театру возможность регулярно «обновлять кровь», скажем, раз в пять лет. При одном непременном условии: предоставить каждому руководителю право формировать собственную команду, административную и творческую, и тоже по конкурсу. Но, подчеркиваю, это один из возможных вариантов.



— В «Балтийском доме» уже готовы на такое пойти?


— Если завтра в нашем театре объявят конкурс, я, во-первых, подумаю, стоит ли мне в нем участвовать. Я все-таки уже 15 лет театром руковожу, а это довольно тяжелый труд. Во-вторых, если кто-нибудь предложит нам действительно яркую и интересную программу, позволяющую сохранить все то хорошее, что мы создали, то очень может быть, что я даже поаплодирую этому человеку. Я же понимаю, что ничего вечного не бывает, и долгое сидение на одном месте не способствует прогрессу. Наверное, мне будет немного обидно. Но этот путь правильный. Новая энергия и честные выборы — вот что нужно театру!

Комментарии
Прямой эфир