Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США признались в наращивании оборонно-промышленной базы за счет Украины
Мир
Спикер палаты представителей США списал на войну гибель детей в Газе
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Общество
Собянин сообщил о бесплатной парковке в Москве в праздничные дни
Общество
Глава Росфинмониторинга заявил о финансировании теракта в «Крокусе» криптовалютой
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали об освобождении Ласточкино в ДНР
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Мир
ХАМАС пообещало сложить оружие при условии создания государства Палестина
Политика
Политолог указал на желание Польши избавиться от украинских беженцев
Мир
Токаев заявил о необходимости пресекать попытки расколоть общество Казахстана
Мир
МИД РФ назвал «отчаянным фейком» обсуждение запрета консульских услуг за рубежом
Общество
МЧС РФ заявило о контроле за лесными пожарами из космоса и с воздуха
Общество
Матвиенко заявила о контроле Путиным выполнения социальных обязательств
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Общество
Возгорание емкостей с нефтепродуктами в Омске локализовано на 1 тыс. кв. м
Мир
МИД РФ назвал шовинизмом решение Латвии отказаться от русского языка в школах

Приговор Альгирдасу Палецкису отложен до 30 декабря

Суд Вильнюса рассчитывает, что накануне Нового года обвинение в «отрицании советской оккупации» не вызовет отклика
0
Приговор Альгирдасу Палецкису отложен до 30 декабря
события в Литве, 1991г., фото: Википедия
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Вильнюсе суд первой инстанции 14 декабря должен был вынести вердикт в отношении Альгирдаса Палецкиса. Лидера Социалистического народного фронта Литвы обвиняют в том, что в прошлогоднем радиоинтервью по поводу событий у вильнюсской телебашни в 1991-м он сказал: «Как сейчас выясняется, свои стреляли в своих». Ранее прокурор потребовал признать его виновным и приговорить по закону «Об отрицании советской оккупации» к году заключения условно (с отсрочкой наказания на два года).

По версии официального Вильнюса, при взятии под контроль комплекса литовского ТВ «советские воины умышленно убили 13 гражданских лиц и одного спецназовца». Есть и другая версия: что трагические события — это провокация националистов и «Саюдиса».  

— Оглашение приговора перенесено за 30 декабря. Странное решение. Вероятно, устроители этого шоу считают, что за день до Нового года в зал заседаний не придут ни журналисты, ни мои сторонники, — заявил «Известиям» Альгирдас Палецкис.

Причиной переноса, по его словам, было названо то, что судебные документы якобы не успели перевести с русского на литовский. И это при том, что со времени оглашения предложения прокурора о наказании прошло более месяца.

Накануне данного заседания Палецкис дал такой прогноз: «90% за то, что меня всё же осудят. Условный срок могут заменить крупным штрафом — до €5,5 тыс. Тогда получится, что за каждое из трех слов сказанной мною фразы «Свои стреляли в своих» я буду вынужден заплатить круглую сумму — почти по €1,8 тыс.». 

Любой обвинительный приговор, как он считает, будет грубым нарушением его прав. Примечательно, что такое спорное решение может быть вынесено в «демократической Литве», правительство которой учит соседей — и Белоруссию, и Россию, как надо жить.

В 2000-м в Литве появился закон «О возмещении ущерба от советской оккупации», в прошлом году — закон «Об отрицании советской оккупации». Политика русофобии в такой карикатурной форме, как полагает Палецкис, ведет в тупик. Понятно, что Россия никогда не признает литовский закон «Об оккупации», никогда не будет его исполнять. А ведь Вильнюсу в условиях кризиса как никогда нужен российский рынок. На западе Европы ее сейчас мало что ждет.

— Если всё же признают, что Альгирдас говорил правду, то это будет означать, что более 20 лет правительство врало народу. Но в такой поворот верится с трудом, — считает заместитель председателя движения «Мир без нацизма» Валерий Энгель.

По его оценке, в Литве, стране Евросоюза, создается прецедент, когда за то, что человек усомнился в официальной трактовке исторических фактов, он может получить абсолютно реальное наказание.

Суд, как считает Энгель, не принял аргументацию защиты, отказавшись осуществить полное расследование тех трагических событий. По большому счету Вильнюс и не в состоянии его провести — половина свидетелей проживает в других странах, в том числе в России. Архивные документы, которые могут пролить на это свет, тоже находятся в российской генпрокуратуре. Но они по непонятным причинам затребованы не были. А материалы из архива генпрокуратуры СССР, предоставленные защитой, были хотя и приобщены к делу, но не изучены.

В частности, речь идет о 15-страничной «Информационной записке о ходе расследования уголовного дела о событиях, имевших место в г. Вильнюсе 13 января 1991 года» (исходящий № 18/5918-91), подготовленной генпрокурором СССР Николаем Трубиным и направленной 28. 05. 1991 года в адрес Верховного Совета СССР. 

Ксерокопия этого документа, который ранее в полном объеме не предавался огласке, находится в распоряжении «Известий».

Вот только одна цитата из этой записки: «Судя по направлению раневых каналов, указанных в справке начальника бюро судебно-медицинской экспертизы Литвы, 6 потерпевших были убиты в результате 1–7 выстрелов в каждого из них с разных точек, в том числе при выстрелах сверху и в спину, то есть не военнослужащими при непосредственном столкновении с ними лицом к лицу, а боевиками во время их стрельбы из здания телецентра и с крыш ближайших домов в военнослужащих, которые находились у телецентра в толпе гражданских лиц. По показаниям очевидцев событий, во время этой стрельбы, в том числе трассирующими пулями, военнослужащие действительно, как они и заявили на допросах, прятались за бронетехнику, а находившиеся в толпе люди падали на землю (как указывалось, военнослужащим патроны с трассирующими пулями вообще не выдавались».

— Дело Палецкиса — это политический заказ. Они хотят осудить за право свободно говорить, высказывать свои убеждения. А это значит, что после вынесения приговора за решетку могут посадить любого, кто усомнится в правдивости официальной трактовки итогов Второй мировой войны или любых последующих событий, — прокомментировал Энгель. 


Комментарии
Прямой эфир