Инновационную продукцию популяризируют административно
С 2012 года городские власти планируют ввести обязательство для всех госзаказчиков — на 5% от суммы заказа закупать инновационную продукцию. Это будет стимулировать появление на рынке новых технологий, рассказал «Известиям» руководитель столичного департамента науки, промышленности, политики и предпринимательства Алексей Комиссаров. По его словам, данную инициативу поддерживает и мэр Москвы Сергей Собянин.
— Существующая практика такова, что заказчику гораздо выгоднее заказывать из года в год одно и то же. Чтобы как-то изменить сложившуюся ситуацию, мы и хотим ввести такую опцию. Нужно продвигать на рынок новые материалы и разработки, — сказал чиновник.
Как пояснили в самом департаменте, под новыми разработками понимаются, к примеру, высокотехнологичные системы управления, современные IT-разработки. «Все зависит от нужд конкретного городского ведомства. Так, департамент здравоохранения, допустим, собирается закупить новые установки. Необходимо, чтобы они были современными, сделанными с учетом последних новшеств», — рассказал Рамиль Мухтасаров, начальник отдела инновационной инфраструктуры департамента. Он добавил, что технические решения по включению нового правила в систему госзаказа в данный момент обсуждаются.
Одобряют новую инициативу и эксперты. По их мнению, это приведет к появлению на рынке более качественной продукции и даже позволит сэкономить бюджетные средства. «Речь идет о появлении новых продуктов, которые дороже, но лучше. Мы привыкли покупать самый дешевый асфальт, а потом начинаем перекладывать. За счет этого стоимость увеличивается, гораздо дешевле сразу все сделать хорошо», — говорит президент Российской ассоциации бизнес-ангелов Константин Фокин.
Эксперт не отрицает, что ставка на инновационность может стать модой: «Даже если будут массово закупать iPad, ничего плохого в этом не вижу. Тот же iPhone стоит дороже телефона Sony, но служит дольше. Главное, под инновационностью понимать самые эффективные решения, которые используются на рынке».
Максим Гладилов, эксперт московского отделения «Опоры России» по вопросам инновационной деятельности, считает, что новый формат госзаказа откроет возможность и для развития малого бизнеса в сфере инноваций, который в настоящее время получает большую часть поддержки от бизнес-ангелов и венчурных фондов. «У малых инновационных предприятий часто проблемы связаны именно со сбытом продукции. Стоимость маркетинговых действий превосходит стоимость самой разработки. Данная инициатива поможет решить проблему продвижения продукции», — говорит он.
По оценкам специалистов, в первую очередь инновационные решения необходимы для таких городских сфер, как ЖКХ и IT. Объем инвестиций в проекты подобной направленности для того же малого бизнеса оценивается в среднем от 3 млн до 10 млн рублей, срок окупаемости — 3–5 лет. По мнению Гладилова, новый формат позволит совершенствовать и существующую форму поддержки малого бизнеса. «Те же самые субсидии предпринимателям можно давать не напрямую, а через систему госзаказа», — предложил эксперт.
По данным Алексея Кострова, исполнительного директора столичного Фонда содействия развития венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, за 2011 год было поддержано 62 проекта на общую сумму 260 млн рублей, средний размер субсидии составил 4 млн рублей.
В то же время, как напомнил Константин Фокин, на городскую идею пока накладывает вето федеральный закон «О госзакупках», согласно которому основным критерием является ценовой. На данный момент в Минэкономразвития готовится замена прописанного в законе порядка на Федеральную контрактную систему.