Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

В реальности романа «S.N.U.F.F.» такие протесты были бы искусной постановкой

Писатель Вадим Левенталь — о том, стоит ли спорить с Виктором Пелевиным
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Критик Лев Данилкин когда-то определил главную задачу Пелевина как построение моделей, обладающих объяснительной силой. Ну то есть в грубом приближении так: мы ничего не понимаем, что происходит со страной, с обществом, с мировой политикой, но стоит приложить пелевинскую метафору к действительности, как обнаруживается, что всё пришло в логический, понятный порядок. В связи с этим, коль скоро выход нового романа Пелевина совпал с днем всероссийских протестов «За честные выборы», логично будет спросить, как объясняет свежая метафора эти протесты.

Пересказывать содержание «S.N.U.F.F.» здесь нет места, да и к тому же такой пересказ можно будет в ближайшие дни найти в любой рецензии. Поэтому — прямо к делу. В реальности романа такие протесты были бы искусной («Мы не фальсифицируем реальность, но можем сделать ей, так сказать, кесарево сечение») постановкой, инспирированной производителями мировых новостей с тем, чтобы оправдать начало очередной войны против Уркаганата, финалом которой станет назначение нового уркагана взамен старого.

Положа руку на сердце, нужно признать, что формальных поводов спорить с Пелевиным тут нет, — и если Пелевин прав, то ничего не остается, кроме как шить воздушный шар и лететь вместе с героями романа на юг, который в «S.N.U.F.F.» заменяет УРАЛ из «Чапаева и Пустоты» или велосипедный трамплин из «Священной книги оборотня». Прочь и из Уркаганата, который есть воплощенное зло, и из Офшара, дискурсмонгеры которого придумали такой мировой порядок, при котором они — добро, а орки — зло.

Если Пелевин прав, то воодушевление, испытанное десятками тысяч человек по всей России в минувшую субботу, выглядит, конечно, смешнее некуда. Но правда ли, что с Пелевиным совсем-совсем не поспоришь? Вопрос этот, может быть, несколько неожиданно, можно переформулировать так: кто прав — Гераклит или Гегель? Гераклит (во всяком случае, как его обычно объясняют) вместе с Пелевиным сказал бы, что в вечном потоке ничего не меняется — какие орки были в эпоху древних фильмов, такими они пребудут и после ядерной войны (которая в реальности «S.N.U.F.F.» произошла черт-те когда давно). Однако любой гегельянец знает, что человек борьбой и трудом меняет мир вокруг себя и меняется вместе с ним сам и французы после 1789 года — это совсем не те французы, которые были до того.

И если в этом споре вы делаете выбор в пользу Гегеля, то у вас появляется шанс объяснить минувшие протестные выступления иначе. Как политическую борьбу нарождающегося гражданского общества, которая в перспективе приведет и к честным выборам, и к журналистскому контролю за коррумпированным государством (которое, разумеется, всегда коррумпированное — дьявол тут ни в чем ином, как в долях процентов), и к независимому судопроизводству и так далее и так далее вплоть до атмосферы всеобщей вежливости на улице.

Ясно, что выбор между Пелевиным и Гегелем каждый волен сделать сам.

Что же до Пелевина и нового романа самого по себе, то, кажется, писатель устал от навязанной ему (а кто ж виноват?) роли политобозревателя. Во всяком случае, те страницы «S.N.U.F.F.», на которых развернута политическая метафора, написаны с куда меньшей страстью и изобретательностью, чем те, на которых речь о любви. И вот, если хотите, главный, на взгляд автора этих строк, ключ к роману: он — в высокотехнологичной фигуре главной героини. Причем дело тут волшебным образом не в ней самой по себе, а в отношении к ней читателя. Впрочем, еще одно слово — и получится спойлер.

Так что, как видите, и тут рецензент не решается сделать вид, будто можно прочесть рецензию вместо романа. Эх, жизнь моя жестянка — да ну ее в болото. 

Комментарии
Прямой эфир