Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Бунт во славу искусства

В балете об Огюсте Родене и Камилле Клодель симпатии Бориса Эйфмана на стороне дамы
0
Бунт во славу искусства
Фото: Юлия Кудряшова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Петербургского хореографа Бориса Эйфмана по-праву можно назвать автором балетной «ЖЗЛ». За ним, в частности, числятся «Мольер», «Чайковский», «Красная Жизель» — об Ольге Спесивцевой и «Мусагет» — о Джордже Баланчине. В новом балете «Роден» речь идет сразу о двух замечательных людях — Огюсте Родене и Камилле Клодель. 

Выбор, с одной стороны, рискованный. Жизнь Родена и Камиллы — один из самых популярных сюжетов европейской культуры: достаточно вспомнить литературные откровения Райнера Марии Рильке и фильм с Изабель Аджани и Жераром Депардье. С другой — закономерный. Любой эпизод этой истории — повод если не для романа, то уж точно для повести. Борис Эйфман выбрал свой жанр — рассказ-инверсию (повествование с конца) — и свой ракурс. 

Спектакль на музыку французских композиторов (Массне, Равель, Сен-Санс, Сати, Дебюсси) — воспоминания престарелого Родена. Мастер навещает бывшую возлюбленную в лечебнице для умалишенных. Некогда жизнелюбивая Камилла теперь пуглива, одета в бесформенный балахон и окружена такими же безумцами. При виде смиренно приближающего Родена она бьется в конвульсиях, и тому остается лишь ностальгировать по их горько-сладостной любви.

Вот юная Камилла, окруженная хулиганами-подмастерьями, лихо управляется с тачкой. А это уже Камилла-натурщица — мэтр с восхищением взирает на ее совершенные формы, касаясь модели так, будто впервые видит женщину. Далее следует первый дуэт — типично эйфмановский: начальная умиротворенность взрывается финальным противлением. И процесс совместного ваяния — Роден на вершине славы, Камилла еще учится. Здесь постановщик погрешил против официальных биографий, согласно которым 19-летняя Клодель пришла к Родену уже готовым мастером, но сотворил замечательную пластическую сцену. 

Камилла трудится над глиняным изваянием, Роден — над мраморной группой. Бездушная глина глуха к прикосновениям пальцев Камиллы, зато одухотворенный мрамор дышит под резцом Родена. В бесформенном поначалу сплетении тел шаг за шагом обнаруживаются головы, предплечья, торсы и наконец фигуры во всей красе.

Здесь впору вспомнить высокочтимого Эйфманом Леонида Якобсона с его миниатюрами на тему скульптур Родена. Это явления одного ряда — с той разницей, что Якобсон делал из мраморной основы танец (луч высвечивал артистов в позах знаменитых изваяний; тела оживали, вели диалог и в финале возвращались к исходной статике), а Эйфман превращает в материал самих танцовщиков.

При этом точность воспроизведения оригиналов не гарантируется, да она и неважна. Главное — удивительный в своей отчетливости процесс, где скульптура и танец — не слишком близкие друг другу пространственное и временное искусства — обнаруживают восхитительное родство.

Камилла в руках Родена поначалу тоже материал — то податливый, то дерзкий. Как и другая его спутница — Роза. О ней напоминают видения былой любви и напряженный быт. Надо видеть, с каким вызовом ставит она тарелку проголодавшемуся Родену и с какой покорностью он ест. Но в отличие от соперницы, Камилла не мирится с участью служанки гения — бунтует, формует самое себя и выбирает свой путь, одинокий и тягостный. 

С Роденом ей плохо, без Родена еще хуже. Ее не радует ни веселящийся Париж — бесконечный канкан фрачных кавалеров и декольтированных дам, ни пошловатый обольститель (Дмитрий Фишер в этой роли излишне щедр на всплески обаяния), ни, страшно сказать, собственные творения. Безумие — страшная плата за свободу и избранничество, но несвобода для подруги Родена страшнее.

Этот балет нужно было назвать «Камилла». Не только потому, что Камилла в исполнении молодой и харизматичной Любови Андреевой — лучшая роль спектакля, хотя хороши и точеная Нина Змиевец (Роза), и импульсивный Олег Габышев (Роден). Но и потому, что  Эйфман не скрывает симпатий именно к этому персонажу. 

У Камиллы самая поэтичная музыка и самые эффектные мизансцены. Роден постановщика, кажется, не слишком интересует и временами просто раздражает. Финальная сцена с его участием — отчаявшийся мастер бьет долотом по некой неопознаваемой из зала скульптуре — сделана с нескрываемым сарказмом. 

Что тут скажешь? Эйфман есть Эйфман. Для убежденного шестидесятника бунт милее размеренного существования признанного мэтра. Даже если он сам мэтр.

Комментарии
Прямой эфир