Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди с грозой в Москве 26 апреля
Наука и техника
Космонавты Кононенко и Чуб закончили первый в 2024 году выход в открытый космос
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США руками Зеленского
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Экономика
Количество фейковых приложений банков выросло на четверть

Афонский фотоархив приехал в Исторический музей

На выставке можно увидеть не только архитектуру и природу, но и быт монастырей и макет Афонской горы
0
Афонский фотоархив приехал в Исторический музей
Вид на гору Афон. Фото: Witold Rawicz (PL)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

7 ноября в Государственном историческом музее на Красной площади открылась выставка «Гора Афон. Образы Святой земли». На ней представлено около 200 фотографий из архива 1848–1963 годов, собранного монахами Афона.

Снимки отражают все образы Святой горы — от видов природы и монастырских ансамблей до священных обрядов и портретов отшельников. Подавляющее большинство кадров было сделано самими монахами. Они фотографировали друг друга и в столярной мастерской, и в храме, и на отпевании собрата, и на рыбалке, и даже в зубоврачебном кабинете. Сегодня эти фотографии, где святость проникает в быт, эксперты сравнивают с иконами.

— У них нет быта в нашем смысле слова; сами монахи назвали этот раздел выставки «богослужебная и повседневная жизнь». Разделить эти аспекты невозможно. У них нет нашего деления на священное и профанное, у них в каком-то смысле все сакрально, — поясняет научный руководитель выставки Алексей Лидов.

В зале зритель в первую очередь обратит внимание не на фотографии, древние карты или афонский гербарий, а на звездное небо над головой (огоньки расположены так, как звезды над Афоном в ночь на Успение Божией Матери) и 12-метровую стеклянную гору, повторяющую рельеф Афона и заполненную землей — светлой (с полуострова) и темной (из Подмосковья). Это сейчас паломники везут с Афона гигабайты цифровой фотосъемки (правда, такого, как на выставке, гость монашеской республики не снимет), а когда-то сохраняли у себя именно землю, засушенные цветы, напоминает автор инсталляции художник Юрий Аввакумов.

— Выставка — это пространственная икона Афона на языке новейшего искусства, — сказал «Известиям» Алексей Лидов. — Мы пытались продолжить афонскую традицию, не делая стилизаций и муляжей, и пересоздали ее в форме мультимедийной инсталляции, в которой максимально тактично сохранены все духовные смыслы, связанные для России с Афоном. Для России Афон — постоянный источник духовной энергии, образцов монашеской жизни (основатель русского монашества преподобный Антоний Печерский начинал свой подвиг на Святой горе), иконописания.

— Афон был всегда ближе и доступнее для русских, чем Палестина, и стал для России собственной Святой Землей, куда русские стремились, чтобы прильнуть к первоисточнику, — поясняет Лидов.

Не только Афон был источником вдохновения для России: русские всегда поддерживали монашескую республику и «кадрами», и деньгами; среди 20 афонских обителей есть русский Пантелеимонов монастырь.

Главной героиней выставки стала Богородица — Иверская икона из фондов Исторического музея, подаренная в 1648 году афонскими монахами царю Алексею Михайловичу. Настоятель монастыря Симонопетра, где хранится экспонируемый фотоархив, архимандрит Елисей, считает, что главная идея выставки — весть о том, что Богоматерь может стать «градохранительницей каждого государства и хранительницей души каждого человека».

— Афон — это отнюдь не простое и не благостное место. В этом мире очень много скрытого, в том числе опасностей. Это особое место, где нужно быть в состоянии духовной трезвости и готовности к неожиданностям. Все православные люди знают: где особая концентрация святости — всегда появляются бесы, — предупреждает Алексей Лидов.

Афон — монашеская республика, пользующаяся правом самоуправления в составе Греческой республики, но в духовном отношении подчиняющаяся Константинопольскому (Вселенскому) патриархату. Среди законов Афона — полный запрет любому существу женского пола ступать на полуостров, поэтому для прекрасной половины аудитории материалы будут особенно интересны.

Сроки проведения выставки совпадают с пребыванием в России пояса Богородицы — святыни Афона, которой уже поклонились сотни тысяч верующих в Санкт-Петербурге, Красноярске и других российских городах. Совпадение, как говорят организаторы, случайно, но для русских почитателей Афона знаменательно.

Экспонаты в основном уже демонстрировались в Лондоне, Нью-Йорке и некоторых других городах, однако в России выставляются впервые. С 8 до 29 ноября вход на выставку в Историческом музее будет свободным, а ее каталог можно уже сейчас скачать на официальном сайте проекта.

Комментарии
Прямой эфир