Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Сенатор Карасин заявил о затягивании Евросоюзом процесса урегулирования на Украине
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и дождь в Москве 22 августа
Мир
США сняли санкции с белорусской компании на Кипре
Мир
Пять человек погибли и 36 пострадали в результате теракта у авиабазы в Колумбии
Экономика
Доходы от приватизации к июлю впятеро превысили годовой план
Общество
В Госдуме предложили ужесточить закон за неправомерную установку знака «Инвалид»
Общество
Космонавты на борту МКС поздравили россиян с Днем государственного флага РФ
Общество
Временные ограничения на полеты самолетов введены в аэропортах Волгограда и Саратова
Мир
Axios сообщил о призыве США сократить удары по Ливану для разоружения «Хезболлы»
Мир
CBS узнал о прекращении США обмена разведданными с союзниками по альянсу «Пять глаз»
Происшествия
Силы ПВО за три часа уничтожили восемь БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
Сервисы рассказали о росте числа вакансий для подростков в нескольких сферах
Мир
Госдеп США намерен проверить более 55 млн получивших визы иностранцев
Общество
Минздрав РФ сообщил о новых правилах медосвидетельствования водителей с 2027 года
Мир
В Италии раскрыли личность задержанного за подрыв «Северных потоков»
Происшествия
Землетрясение магнитудой 5,3 произошло на Камчатке
Мир
The Economist назвала рычаг давления Европы на Трампа по конфликту на Украине

При капитализме «учителями жизни» стали люди, чьей профессии привычка думать головой только мешает

Писатель Вадим Левенталь — о том, почему западные литераторы поддержали движение «Оккупируй Уолл-стрит»
244
Выделить главное
Вкл
Выкл

Более ста писателей во главе с Салманом Рушди подписали петицию в поддержку движения «Оккупируй Уолл-стрит». Я бы тоже под такой петицией подписался — не из желания постоять рядом с гением, а просто потому, что человек с умом и вкусом, выбирая между (говоря условно и переводя на русский) Абрамовичем и Лимоновым, не может не выбрать последнего.

Ясно, что место писателя не на баррикадах: долг писателя — смотреть и слушать, но важно понимать и то, что позиция вненаходимости («мы тут за метафизику, что нам ваши разборки правых с левыми!») оказывается всегда не только конформистской (показателен пример Набокова, горячо поддержавшего войну во Вьетнаме), но и для писателя самоубийственной: тебе жало мудрыя змеи в уста вложили, а ты им ананасы в шампанском дегустируешь.

Бертольд Брехт сказал о фигурантах московских расстрельных процессов, что «если они не виноваты, то они тем более виноваты». Фраза эпатажная, но нужно правильно понять, о чем речь: когда тебя спросят, что ты делал, пока уничтожали твою страну и твою планету, ответ «сидел дома, смотрел порнуху и занимался приращением смыслов» будет смотреться даже хуже, чем «был на съезде «Единой России».

«Левизна» еще не делает писателя хорошим писателем, и однако по странному стечению обстоятельств ни один талантливый писатель в симпатиях к капиталистической экономике замечен не был. Бог с ней, с англоязычной сотней во главе с Рушди, посмотрим на соотечественников: Захар Прилепин, Павел Крусанов, Максим Кантор, Александр Терехов, — список можно продолжать и продолжать, причем я намеренно называю людей из самых разных «тусовок». В то же время, задаваясь вопросом, кто из писателей у нас «за капитализм», я что-то не могу вспомнить ни одного. Может, и есть — наверное, их книги выходят в издательстве «Колонна», но оно очень уж узкопрофильное — его продукцию рецензируют обычно в разделе «Гей, лесби».

Совсем недавно я оказался в книжном магазине на презентации новой книги Германа Садулаева. Садулаев — маркcист, член КПРФ — агитировал собравшихся голосовать «за любую партию, кроме «Единой России». Народ слушал живо и писателя поддерживал; работники магазина потом говорили, что такого активного участия публики в презентации давно не видели. И у того, кто с горечью воскликнет «А как же Литература?», я спрошу: «А что такое Литература?» Если начать вычитать из литературы все то, что ей не принадлежит, — идеологию, историю, философию и т.д., то никакой чистой Литературы не получится, не останется вообще ничего.

Грустно тут другое: заголовок «Сто писателей поддержали движение «Оккупируй Уолл-стрит» вполне естественно смотрится в «культурном» разделе любого издания, но на заглавную страницу никогда не попадет, а попадет зато заголовок вроде «Движение «Оккупируй Уолл-стрит» поддержал Леонардо Ди Каприо». Ну или Леди Гага. Сто писателей во главе с Рушди против одного лицедея или одной певицы. Такая вот капиталистическая экономика: при капитализме «учителями жизни» стали люди, чьей профессиональной деятельности привычка думать головой только мешает («Либо ты артист, либо умный человек», — говорят в театре, и это не совсем шутка).

И, да, конечно, объединение писателей в списки подписей к петиции — глупость (ты царь, живи один и вообще молчи, скрывайся и таи), и все-таки лучше сделать глупость, чем гнусность. А молчание в такой ситуации — гнусность, потому что оно неизбежно оборачивается молчаливой поддержкой того факта, что (говоря условно и переводя на наши реалии) во все время продолжающегося кризиса русский список «Форбс» пухнет как на дрожжах.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности