Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

МТС продаст долги плохих абонентов коллекторам

Впервые сотовый оператор избавляется от проштрафившихся абонентов
0
МТС продаст долги плохих абонентов коллекторам
фото: РИА НОВОСТИ/Григорий Сысоев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Один из крупнейших операторов сотовой связи, МТС, первым в своей отрасли решился на продажу долгов своих абонентов коллекторам. Компания объявила тендер, чтобы выбрать агентство для заключения с ним договора цессии, то есть передачи ему прав требования по дебиторской задолженности. Тем самым сотовый оператор отрекается от своих неплательщиков, а коллекторское агентство становится их полноправным кредитором.

— Продажа дебиторской задолженности — обычная практика на международном рынке, подобный формат работы используют, например, российские банки. Это заключительный этап работы с дебиторской задолженностью, то есть предварительно компания провела всю работу по взысканию, уведомлению абонентов о задолженности через SMS, письма, в том числе и с привлечением внешних коллекторских агентств, — рассказывает пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко.

Если для банков такой шаг привычен, то ни одна телекоммуникационная компания на него еще не решалась. До сих пор коллекторы как агенты сотовых компаний собирали долги не в свою копилку, а в пользу заказчика.  

Инициатива МТС коснется большого числа людей — более 400 тыс. абонентов будут вынуждены возвращать деньги не сотовой компании, а коллекторскому агентству. С одной стороны, это плюс: коллекторы чаще, чем «исконный» кредитор, идут на списание части долга и процентов по нему, чтобы получить хоть что-нибудь. С другой, меры по возврату денег будут жестче. Продав портфель задолженности, сотовый оператор тем самым отказывается от своих клиентов, пусть и «плохих», а коллекторам, понятно, незачем прилагать усилия для того, чтобы их сохранить.

— С должниками уже расторгнуты договоры, так как данные долги возникли более года назад, — продолжает Валерия Кузьменко. — При этом должник может оплатить задолженность и вновь стать нашим клиентом, подключив новый номер.

МТС, судя по правилам конкурса, планирует определиться с партнером к 14 октября. Но интересен ли портфель коллекторам? По их мнению, с задолженностью, поступившей от телекоммуникационных компаний, возни много, а доходы небольшие. Да и портфель сильно «отжат», то есть с одних и тех же должников уже многократно пытались взыскать долг в рамках различных процедур. Оператор выставляет на продажу «пилотный» портфель — около 580 млн рублей при средней сумме долга 1,4 тыс. рублей. Для сравнения: банковские тендеры, как правило, составляют 3 млрд рублей при средней сумме задолженности 30 тыс. рублей.

Гендиректор коллекторского агентства Morgan & Stout (это агентство не исключает, что будет участвовать в тендере МТС) Антон Дианов даже считает, что МТС было бы эффективнее раздробить портфель на лоты. «Обработать» более 400 тыс. должников тяжело даже крупным коллекторским агентствам, что подтверждает опыт сотрудничества с сотовыми операторами по агентской схеме.

— Маржа действительно здесь небольшая, но при правильной организации бизнес-процессов благодаря объемам можно заработать неплохую прибыль, — считает гендиректор Столичного коллекторского агентства (СКА) Артем Плохов. — Поэтому мы принципиально заинтересованы в работе с долгами абонентов сотовых операторов.

Как заметил Антон Дианов, у всего есть своя цена.

— Здесь самое важное, сойдутся ли ожидания продавца и покупателя. Если не сойдутся, то первый блин действительно будет комом, — говорит Антон Дианов.

А такие опасения у участников рынка есть. Ведь надо учесть специфику работы с должниками телекоммуникационных компаний.

— Например, нетрудно догадаться, что с абонентами будет сложно связаться. Ведь телефонные номера, предоставленные кредиторами, что логично, отключены, а адреса, предоставляемые при заключении клиентского договора, зачастую оказываются неправильными, — объясняет гендиректор Morgan & Stout.

Это подтверждает и директор по продажам коллекторского агентства Lindorff в России (агентство намерено участвовать в тендере) Максим Денисов.

— Данный портфель уже многократно обработан и службами МТС, и коллекторскими агентствами, — говорит он. — Его рыночная цена может варьироваться в диапазоне 3–5% от суммы основного долга, а собираемость составить 6–10%. Притом нижняя планка более ожидаема.

От того, успешным ли будет пилот МТС, зависит перспектива всего цессионного рынка дебиторки сотовых операторов. Должно стать понятно, есть ли вообще будущее у таких сделок. Ведь конкуренты МТС не торопятся расставаться со статусом кредиторов по отношению к своим абонентам. «МегаФон», как сообщили «Известиям» в пресс-службе компании, на данный момент схему с продажей долгов не рассматривает.

— Мы достаточно эффективно сотрудничаем с коллекторами по агентской схеме. На наш взгляд, этого вполне достаточно, — вторит пресс-секретарь компании «ВымпелКом», владеющей брендом «Билайн», Анна Айбашева.

Комментарии
Прямой эфир