Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Минобороны сообщило об уничтожении 10 ракет ATACMS над Крымом
Происшествия
Средства ПВО сбили украинский БПЛА над Татарстаном
Мир
NYT сообщила о недовольстве в Израиле отсутствием планов по управлению Газой
Мир
Представители более 110 стран и территорий подтвердили участие в ПМЭФ-2024
Происшествия
Дело возбудили после уничтожения огнем восьми автобусов во Владивостоке
Политика
Путин назначил врио губернаторов пяти регионов РФ
Происшествия
В ДНР сотрудники Росгвардии нашли склад с военными поставками стран НАТО
Армия
ВС России освободили населенный пункт Работино в Запорожской области
Мир
Полянский назвал выступление Блинкена в киевском баре «выстрелом в молоко»
Происшествия
Два мирных жителя пострадали из-за удара ВСУ по Белгородской области
Происшествия
На Сахалине годовалый ребенок выпал из окна третьего этажа
Общество
Правительство России выделит средства пострадавшим от паводков регионам
Мир
В Японии зафиксировали рекордные темпы заражений гемолитическим стрептококком
Мир
Захарова предостерегла Эстонию от отправки войск на Украину
Мир
Американский политолог назвал непродуманным запрет США на импорт урана из РФ
Политика
Мишустин назвал приоритетом нового правительства реализацию послания Путина
Экономика
ЕК отметила улучшение в РФ производства и деловых настроений в начале 2024 года

«Мы теряем культурный генофонд. Задача моих выставок — его сохранить»

Михаил Шемякин — о башмаках из сахара, равнодушии властей и новой книге, посвященной Высоцкому
0
«Мы теряем культурный генофонд. Задача моих выставок — его сохранить»
Михаил Шемякин, фото: архив Фонда художника Михаила Шемякина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Михаил Шемякин открыл в своем петербургском фонде научно-исследовательскую экспозицию «Рука в искусстве» — из цикла «Воображаемый музей». «Известия» встретились с художником для разговора о новых темах искусства.

— Вы уже представили в Петербурге «Шар в искусстве», «Крик в искусстве». Почему ваше внимание на этот раз привлекла рука?

— Это очень важная тема, которая длится с предысторических времен. Первое изображение руки было сделано первобытными охотниками, а, может, жрецами на стенах пещер, где они обитали. Сегодня тема получила развитие в скульптуре, графике, живописи. Руки и ноги могут заменить собой целую картину. Однажды исследователь творчества Брюллова сказал, что «Последний день Помпеи» написан так, что сгори эта картина и останься один только след ноги бегущего воина или престарелой матери, — и можно по этому фрагменту восстановить целое полотно. Конечно, сказано не без пафоса. Но действительно нога или рука могут очень многое выражать.

— Да, рук у вас — я имеют в виду выставку — много.

— Выставка могла бы быть более интересной и обширной — в 10, в 100 раз! К сожалению, в крошечном пространстве многое просто невозможно уместить. Можете себе представить, сколько материалов на эту тему я собрал за 40 с лишним лет. Но у нас нет никакой поддержки ни от Министерства культуры, ни от городского правительства. И не будет, я в этом уверен.

— На ваших экспозициях что-то всегда нравится, а что-то вызывает отвращение.

— Это абсолютно нормальная реакция. Я всегда повторяю, что в моей лаборатории, именуемой Институтом философии и психологии творчества, у меня нет симпатий и антипатий. Я обязан быть беспристрастным аналитиком. Я иногда выставляю материалы, от которых меня самого может стошнить, но каждый художник имеет право на высказывание. Антагонизму — нет. Кто-то может отвергать современное искусство, возмущаться, что это безобразие по сравнению с Тицианом или Репиным... Но так или иначе оно существует. К примеру, Олег Кулик своими перформансами «Человек-собака» вызвал у многих людей чувство отвращения и неприятия тем, что он мочился на тротуарах и в галереях, подражая нашим четвероногим друзьям. Отлично! У меня множество трансформаций подтеков собачьей мочи. Я хочу пригласить Кулика участвовать в моем перформансе, затем сделаю графическую трансформацию подтеков. Человек-собака фурит — Шемякин зарисовывает. Смычка города с деревней. (Смеется.)

— Любопытная концепция. Какие еще темы в искусстве вам интересны?

— Я занимаюсь исследованиями многих тем. Есть очень сложные, например проблемы вертикальной, горизонтальной линии в абстрактном искусстве. Если я заполню залы фонда этими исследованиями, начиная от русских авангардистов и Родченко, думаю, публике будет скучновато. А если сделаю выставку, допустим, «Круг в искусстве», то у людей голова закружится. Столько художников занимается этой в общем-то красивой темой... Поэтому я выбираю. Сейчас в Америке проходит моя выставка «Башмак в искусстве». Башмаки там не модные вещи от ведущих дизайнеров, они сделаны из хлеба, сахара, невиданного формата, крошечные, миниатюрные.

— Американцы это оплачивают?

— Да. В городе Хадсоне, штат Нью-Йорк, на пожертвования американцев существует небольшой музей. Почти каждый год мы делаем вернисаж такого жанра — с разными материалами. В отличие от наших сегодняшних правителей, американцы давным-давно поняли, что культура — это лицо нации, континента. Хотя они не были знакомы с академиком Лихачевым, который сказал, что если у нации нет культуры, ее существование бессмысленно. Я бы повесил это изречение в кабинетах кремлевских и других чиновников. Мы теряем культурный генофонд. Задача моих выставок — попытаться его сохранить. Тем еще много. И если мы — наш фонд на улице Садовой — будем продолжать существовать и нам не отключат за неуплату электричество и телефоны, то еще сделаем интересные экспозиции.

— Каков ваш график на ближайшее время?

— В Израиле — мастер-класс и выставка моих эскизов к балетам. Затем Москва. В ноябре откроем с госпожой Антоновой в Пушкинском музее выставку оригиналов моей книги о Высоцком «Две судьбы» — там 42 иллюстрации, и одновременно устроим ее презентацию. Господин Гусев, директор Русского музея, считает, что в Петербурге тоже надо сделать презентацию.

— Что нового можно сегодня сказать о Высоцком? Кажется, уже все известно.

— Высоцкий — сложная фигура, «многоугольная». Не нужно создавать из него квасного патриота, которым он не был. Наша дружба была интересной, сильной, творческой. Я шесть лет просидел в наушниках и сделал лучшие записи Высоцкого, потому что понимал: его голос должен остаться. Он это тоже понимал и перепевал каждую песню по 5–6 раз, пока не вытирал пот со лба и говорил: «Всё, здесь я остаюсь». Володя очень серьезно относился к этим записям. Результатом стали семь дисков, которые сегодня, к сожалению, уродуют какие-то блатные компании: вынимают голос Высоцкого, сажают его на фон балалаек, ведь новые русские слушатели любят кабацкий шум. Выходят эти пластинки без моего ведома, называются «Высоцкий в новом музыкальном исполнении» и продаются в магазинах.

— Когда будет готова ваша выставка «Тротуары Парижа»?

— Это одна из самых серьезных моих экспозиций за последние годы. Занимаюсь сбором материала 11 лет. Думал, что в этом году покажу ее в Русском музее. Но оказалось, что я еще не готов. Поэтому по-прежнему работаю с Полуниным, с Адасинским, по-прежнему мы готовимся к перформансу на эту тему. Размышляю об одноактном балете, который планирую показать осенью следующего года в Петербурге, в Мраморном дворце, в рамках большой выставки.

Комментарии
Прямой эфир