Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Политика
В Госдуме высказались об условиях расширения БРИКС
Мир
Байден подписал пакет законов о дополнительной военной помощи Украине
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
В Дохе прошли первые очные переговоры России и Украины по возвращению детей
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Мир
СМИ сообщили о подготовке Швеции к ударам по энергетике в случае войны
Мир
Лукашенко избрали председателем VII Всебелорусского народного собрания
Мир
В США указали на подрыв авторитета НАТО из-за попыток Вашингтона развалить РФ
Мир
Власти Германии и Британии заявили о планах усилить присутствие в Прибалтике
Мир
В Варшаве украинцы заблокировали паспортный сервис с требованием выдать документы
Мир
Глава МВД Нигера заявил о намерении страны купить вооружения у России
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Кассационный суд Франции признал вину экс-премьера Фийона в фиктивном трудоустройстве
Армия
Испытания ракетно-космического комплекса «Рокот» начнутся в конце 2024 года
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Як-42 не сбивал мачту на взлете

Елизавета Маетная просмотрела в аэропорту Туношна видеозапись последних секунд полета упавшего самолета
0
Як-42 не сбивал мачту на взлете
фото: Александра Давашкина/LIVENEWS
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Чем больше проходит времени от момента падения ЯК-42, тем меньше версий остается у специалистов. Оцепление на месте трагедии по-прежнему не снято, но можно увидеть обломки самолета с другого берега речки. На посадку идет красно-белый суперджет —  аэротакси, маршрут Москва–Ярославль. Над обломками он начинает резкое снижение, и не проходит 30 секунд, как уже садится на полосу. Все настолько близко, что оторопь берет — вот сбитый столб ЛЭП, «Як» зацепил его, когда падал, вот дома дачников. Как при падении не задело ни один дом — просто удивительно.

Часть крупных обломков в первую же ночь достали и погрузили на баржу, но и на месте их осталось немало. На реке работают водолазы, по-прежнему много полиции и бойцов внутренних войск, дежурит «скорая». Но все равно — ощущение, что ловить здесь уже нечего.

Мы едем вдоль взлетки, в надежде увидеть ту самую мачту, которую якобы сбил на взлете ЯК-42. Тормозим вдоль забора у самой кромки взлетки.

— Что вы все пишете, пишете какую-то чушь! — вдруг не выдерживает представительный мужчина, когда мы спрашиваем его про мачту. — Вот она, мачта, она на месте! Пойти на взлет с середины полосы невозможно — у нас всего один выезд, он же старт. Поймать камень или птицу в двигатель он тоже не мог — из-за саммита здесь было столько военных и фэсэошников, что муха не проскочит, не то что камень!

Мы идем в кабинет к хорошо информированному мужчине. Он просит не называть его имени и выкладывает перед нами карты и схемы полосы, включает запись с камеры видеонаблюдения. Она зафиксировала последние минуты жизни Як-42.

Аэродром Туношна переоборудован из военного. Раньше здесь располагался полк МиГ-31, взлетная полоса — 3 км. Сюда без проблем сажают «Русланы».

— Для взлета «Яку» достаточно 1,5–1,8 тыс. м, — рассказывает наш сопровождающий. — Итак, он был на второй стоянке, вырулил на старт, связался с диспетчером. Тот дал добро на взлет. Больше он на связь не выходил.

Экипаж взлетал с этой полосы ни один десяток раз. Всегда с середины взлетки. В конце полосы — зона безопасности, 655 м, там растет трава. Камера видеонаблюдения стояла в 50 м от конца зоны безопасности, на высоте 3 м.

— Она никогда в жизни самолеты не видела, — продолжает мужчина, включив ту самую последнюю запись. Здесь же дата, время: 07.09.2011, 16.58. Минуту на экране все спокойно, потом появляется какое-то пятно и вдруг вырастает нос самолета. Як-42 отрывается от земли прямо перед камерой и сносит ее. — Он в этом месте должен быть на высоте 80–100 м! А он только отрывается от земли, проехав 600 м по траве. Сбив камеру, самолет сносит кунг. Пытается подняться, но сваливается в речку.

На аэродроме поняли сразу, что происходит неладное: неподалеку от кромки стояли военные, в 500 м — сотрудники ФСО. Все кинулись на место ЧП.

— Если бы «Як» поймал камень на полосе, он бы успел доложитть диспетчеру. Этого не было. У командира экипажа было бы почти 1,5 км для торможения — в конце концов, он мог просто убрать шасси и тормозить брюхом. Что случилось, почему, у нас у всех пока нет ответа, — говорит наш собеседник.

Версия о некачественном топливе, по словам сотрудника Следственного комитета, работающего на месте падения самолета, уже не рассматривается как не нашедшая подтверждения.

— В этот день залили топлива 60 т, и лишь 15 из них — в этот «Як». Вы представляете, как тут все проверялось: международный саммит, ждали президента, — говорит сотрудник службы безопасности аэропорта. — Тут облазили и обнюхали все от и до.  

Приоритетной версией у следователей, работавших в аэропорту и на месте падения, пока остается пресловутый человеческий фактор. Почему командир «Як-42» не взлетел с середины полосы? Почему не вышел на связь с диспетчером?

— Наверное, в нештатной ситуации он чересчур понадеялся на машину, «Як» ведь считается очень надежным бортом, — рассуждает один из летчиков, не раз поднимавший и сажавший самолеты в Туношне. — Ведь тормози он брюхом, все равно могло закончиться взрывом или гибелью кого-то из пассажиров. Ясно, что летчиков бы если не посадили, то на карьере поставили бы крест.

Загадки, все или некоторые, могут быть разгаданы после того, как расшифруют «черные ящики».

Комментарии
Прямой эфир