Субсидии таксистам приведут к росту цен на проезд
1 сентября вступает в силу закон «О такси», запрещающий деятельность нелегальных перевозчиков. В связи с этим таксистам обещаны льготы на приобретение автомобилей в лизинг. Между тем разработанный регламент предоставления льгот стимулирует покупку дорогих машин, что может привести к удорожанию проезда.
О решении предоставить льготы на
приобретение автомобилей для пассажирских перевозок (то есть такси) сообщил в середине августа на
встрече с президентом России Дмитрием Медведевым столичный градоначальник
Сергей Собянин. Он уточнил, что такие машины должны быть комфортными и отвечать
стандарту «Евро-4».
Вопрос о предоставлении
таких льгот подняли сами таксисты после принятия закона в апреле 2011 года. Дело в том, что кроме бесплатного лицензирования документ прописывает целый ряд
весьма затратных процедур, связанных с обслуживанием машины (например,
два ТО в течение года). «Те, у кого нет денег на хороший
автомобиль, не должны уйти с рынка», — заявил «Известиям» сопредседатель
профсоюза таксистов Андрей Попков. Неудивительно, что вопрос поддержки обновления парка машин был рассмотрен и поддержан.
Льгота предусматривает, что городские власти будут субсидировать две трети ставки рефинансирования ЦБ (то есть 5,5 процентных пункта) в стоимости кредита на приобретение такси. Как пояснил менеджер по лизингу компании «Вэблизинг» Юрий Смоляр, в результате на одной из самых популярных у таксистов машин — Chevrolet Lacetti — можно будет сэкономить 66 тыс. рублей (13% от общей суммы платежей). Так, приобретая в лизинг автомобиль ценой в 400,5 тыс., покупатель переплатит более 103 тыс. рублей. Тогда как с государственной субсидией переплата составит 37 тыс. рублей.
В настоящее время (с 15 июля по 29 августа) департамент транспорта выдал чуть более 6 тыс. новых лицензий. Как сообщили «Известиям» в департаменте, две тысячи из них получили индивидуальные
предприниматели, остальные достались таксомоторным фирмам. Соответственно, если предположить, что половина владельцев лицензий воспользуется льготой и приобретет Lacetti, это обойдется бюджету в чуть менее 200 млн рублей.
«Сейчас мы готовим
распорядительные документы о предоставлении субсидий водителям, — рассказала Жанна Терехова, руководитель пресс-службы департамента. — После этого проект будет вывешен на
сайте для антикоррупционной экспертизы». Уточнить, кто сможет рассчитывать на
льготный лизинг — все таксисты или же только таксомоторные предприятия, — она
не смогла. Кроме того, пока неизвестно, какие требования будут предъявляться к получателям.
Между тем эксперты уже нашли недостатки в проекте. По их мнению, предоставление субсидий не только обновит парк такси в Москве, но и приведет к удорожанию услуги проезда. Это произойдет в том числе потому, что разработанная программа стимулирует приобретение дорогих авто. «В рабочей версии
документа есть целый ряд критериев, которые увеличивают шансы на получение
льготы, — пояснил исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий
Свешников. — Это наличие в приобретаемой машине различных навигаторов, кондиционера
и тому подобного».
Кроме того, по словам Свешникова, предполагается, что система выдачи
компенсаций будет рейтинговой, а наибольший бонус предусмотрен для автомобилей
стоимостью выше 1,5 млн рублей. «Городу нужны такси разного уровня, а при
подобной схеме под программу могут не попасть ни отечественные автомобили, ни
популярные машины российской сборки, такие как Renault Logan или Chevrolet Lacetti», — отметил он. «Хочется, конечно, чтобы по городу ездили только хорошие машины, но перевозки при этом подорожают», — резюмировал Андрей Попков.